будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Москва урбанистика
Июль 6, 2025
Страна
Согомонов Александр

Культурный капитал как способность производить качественную коммуникацию

Культурный капитал как способность производить качественную коммуникацию
dolgin
Александр Долгин на публичной дискуссии "Полит.ру". Источник: Наташа Четверикова / Полит.ру

Мы продолжаем серию публикаций вослед публичной дискуссии «Может ли стратегия развития города опираться на культурный капитал?» - второму мероприятию из цикла «Девелопмент: переустройство городской среды», организованного Культурным центром ЗИЛ и «Полит.ру», публикацией интервью с заведующим кафедрой прагматики культуры НИУ ВШЭ и автором книги «Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям» Александром Долгиным. Беседовал Александр Согомонов.

Александр Согомонов: Есть ли какое-то более или менее жёсткое понимание культурного капитала города, которое выстраивает свои стратегии, базируясь на культурном капитале, и как здесь понимать, что такое культурный капитал?

Александр Долгин: В культурном капитале следует видеть крупную составляющую символического капитала. В гуманитарном обиходе ряд понятий, и все абстрактные: культурный капитал, социальный капитал, символический капитал, капитал знания. Обставлять слово капитал прилагательными легко, а соизмерить и, тем более, практически управлять этими капиталами трудно.

Александр Согомонов: Человеческий капитал?

Александр Долгин: В экономике, откуда, собственно, заимствованы все перечисленные термины, капиталом называется нечто такое, что может плодоносить, давать прирост (прибыль) – но не само по себе, а при счастливом сочетании ряда других факторов и капиталов. Из пяти подходов к капиталу: человеческий, культурный и прочие, - мне кажется, наиболее общим является символический капитал - он заключается в способности заинтересовывать и влиять, а оценивается по качеству коммуникаций между людьми. Его можно измерить по отклику людей на те или иные высказывания носителей символического капитала, к примеру по «лайкам».

Александр Согомонов: Например, производство ценностей?

Александр Долгин: Ценности - это уже «зримое» продуктовое воплощение капитала. Эффекты, порождаемые при наличии символического капитала, - это качественные межличностные коммуникации, итог которых качество жизни, качество проживаемого времени, в общем, счастье.

Из такого определения следует, что символическая прибыль есть производная от капитала автора, произведшего культурный текст, или в общем случае текст, жест, поступок, высказывание… не обязательно "культурные". Напрашивается параллель с законами электричества, описывающими взаимодействие между зарядами: эффект определяется величиной каждого из зарядов и расстоянием между ними. То же и меж людьми: все зависит от капитала донора текста и реципиентов.

Возвращаясь к Вашему вопросу, культурный капитал - это подсистема символического капитала, завязанная на сферу художественных текстов: это могут быть архитектурные тексты, кино, аудио- и другие виды. Культурный капитал - это способность сообщества производить для самое себя качественную коммуникацию и/или качественное время с помощью художественных текстов.

Александр Согомонов: Хорошо, Саша, а всё-таки я не очень понимаю, 20 лет назад мы же тоже говорили про девелопмент, правильно? И 30 лет назад мы употребляли слова «девелоперы», «девелопмент» как развитие города. Почему вдруг за последние 10-15 лет стали так жестко привязывать одно к другому? Только потому, что открыли для себя новое качество этого культурного капитала; я говорю о развитии понимания; или просто потому, что придумали новое слово и стали его использовать? Ведь такой вариант тоже возможен, а до этого мы аналогично употребляли слово "идеологии"?

Александр Долгин: Актуализация «культурного капитала» в связке со строительным комплексом рождается из предположения о том, что качество среды проживания и качество жизни населяющих эту среду людей связаны меж собой. Здоровая градостроительная среда положительно влияет на человеческий и культурный капитал людей. И наоборот, если в каком-то месте живут «культурные капиталисты», они предъявляют соответствующий спрос на вкус и благообразие, разлитые в среде.

Александр Согомонов: Они не бегут, а начинают менять среду?

Александр Долгин: От интересов к деятельности ведет определённый маршрут, которым можно двигаться, а можно и нет. Но то, что такая связь имеется - это здравая гипотеза. В хорошей среде вырастают хорошие люди; хорошие люди нуждаются в соответствующей среде - трудно оспоримая связь. В музыкальной семье дети склонны к этой форме восприятия реальности, и они же формируют запрос на музыку. В градостроительной среде - то же самое. Какую культурную среду ни возьми - это взаимосвязанные вещи.

А заговорили обо всем этом сейчас потому, что экономически доросли до соответствующих запросов. При условии, что более или менее, есть, где жить, встаёт вопрос «где жить?». Это вопрос не о квадратных метрах, а о культуре проживания – и в самом широком, и в узком эстетическом смысле. Иногда о таких процессах можно судить по какому-то простому показателю: к примеру, по соотношению долей типового панельного и нетипового строительства. Оно отражает покупательский спрос, выраженный в деньгах, а за этим кроются культурные запросы (либо их отсутствие).

Александр Согомонов: Так просто?

Александр Долгин: Сегодня в Москве доли стандартизованной панели и индпошива в возведении нового жилья примерно 50 на 50. По ряду характеристик нетиповое непанельное жильё лучше. Но множество людей всё-таки выбирает панель, при том, что она не всегда выигрывает в цене. Очевидно, они покамест не чувствительны к этим улучшениям, не замечают их. Они пребывают в том состоянии, когда важны квадратные метры, свой угол. Им не до нюансов. К слову, в мире есть знаменитые города, в которых сити-арт, мягко говоря, не возведен в культ, например, Лос-Анджелес.

Александр Согомонов: В отличие, скажем, от Чикаго, в котором много внимания уделяется интерфейсу, а вот советские города были города с маленьким, низким и неразвитым культурным капиталом только потому, что тогда мы находились на более низкой ступени пирамиды Маслоу, или же это была сознательная политика государства - не развивать культурный капитал городов?

Александр Долгин: Конечно же, культурная политика была идеологизирована. Облик города, сложившийся благодаря Хрущёву, при всех его (города и вождя) недостатках есть порождение гуманной установки: «накормить» жильём, вытащить из трясины коммуналки. Это, кстати говоря, был самый настоящий гражданский подвиг Никиты Сергеевича. Представьте, каково это дерзание: выдать на гора сложный потребительский продукт в той системе хозяйствования, которая не была способна даже накормить народ фруктами, а ведь те ничего не стоило завезти баржами в обмен на одну экспортированную зенитку. Но массовый формат требовал освоения соответствующих индустриальных технологий, а те, увы, не предполагают индивидуализации, разнообразия и обширных авторских высказываний, потому что это очень дорого.

Тем не менее, в ряде случаев мы видим, что там, где государство хотело сделать заманчивыми для поселения какие-то локации, оно умело добиваться этого. Некоторые наукограды в своих первопоселениях по сей день вполне симпатичны.

Александр Согомонов: Согласен. Арзамас-16 - очень симпатичный город

Александр Долгин: И в Дубне есть такие места.

Александр Согомонов: Совершенно верно, да!

Александр Долгин: Вообще, когда это было, чтобы люди не ценили красоту! Другой вопрос, в каком диапазоне они имели возможность дерзать в этом направлении, сколько денег на это оставалось. Но впрыски, хотя бы точечные, были всегда.

Александр Согомонов: А вот интересно - мы говорим, что каждый постсоветский город может дерзать с точки зрения построения своего индивидуализированного культурного капитала и выстраивать свою стратегию на этом. Не получится ли так, что крупные города России - я сейчас не говорю про весь мир, так как везде всё по-разному, - они будут играть с этими символическими вещами и на самом деле станут городами, стратегии которых целиком и полностью базируются на таких культурно-символических вещах, а не на реальном капитале? И это всё очень хрупкое, чуть-чуть подует "ветер мировой", и это всё рассеется, - насколько это всё долгосрочно? Насколько серьёзны эти стратегии?

Александр Долгин: Я думаю, такая дорогостоящая штука как полноформатная культурная стратегия по карману лишь нескольким городам страны. Таких раз-два и обчелся, потому что для этого нужна сильная финансовая подушка, нужна инвестиционная привлекательность и ощущение, что у города есть перспектива. А этим могут похвастаться далеко не все наши города! Моногорода, города со стагнирующей промышленностью – для них культура может стать лишь частью стратегии, и то при сумасшедшей изворотливости – частью, которая пойдет в связке и в качестве приправы к другим приземленным стратегиям, которые должны обеспечивать финансовый и человеческий капитал. Словом, мы сейчас не на том этапе, чтобы всерьез опасаться сверхдоминирования культурной стратегии. Тем не менее, и сейчас есть места, где возникают ростки.

Александр Согомонов: Вот мы знаем такой город Пермь, который пытался себя позиционировать.

Александр Долгин: Любопытно взглянуть на оппозицию Пермь - Екатеринбург. Это два разных, возможно, равноправных, но разных эксперимента.

Александр Согомонов: ... эксперименты конкурируют?

Александр Долгин: Различие в том, что в Перми эти процессы «лились» (не хочу оценочных оттенков слова «насаждались») сверху, и в значительной мере отторгались. А в Екатеринбурге процесс идёт снизу, от людей – и принимается более органично. Он естественно и мило вплетается в городскую ткань.

Александр Согомонов: Без насилия?

Александр Долгин: Да, человечнее. Но я стал бы сгущать. Ну, какое уж такое насилие культурой?! В негодованиях в адрес современного искусства есть преувеличение, недопонимание и, на мой взгляд, изрядная доля лицемерия.

Александр Согомонов: И всё-таки в Перми было насилие, и, главным образом, я могу сказать, моё такое ощущение, что это было не просто насилие и не просто сверху, это всеми осознавалось как привнесённый со стороны проект.

Александр Долгин: Необходимостьпопадать в ближний круг развития является азбукой любого педагогического процесса. Рискованно предъявлять образцы за пределами этого круга, даже если они признаны экспертами. Так не задеть струнки в душе, а без этого не получится соучастие, без которого не выйдет вообще ничего.

Александр Согомонов: Это самое сложное?

Александр Долгин: Это таинственный процесс. Это искусство – управлять изменениями.

Александр Согомонов: Таинственная русская душа?

Александр Долгин: Знаете, обсуждая опыт Перми, мы должны иметь в виду, что культурно-просветительские проекты растянуты во времени. И как знать, может быть, мы лишь не малость не дотянули до точки, когда это сработало бы. Ещё сколько-то лет «полива сверху», и, глядишь, через год или два, пускай, через пять пошёл бы сдвиг в головах. Теория просачивания Веблена-Зиммеля легализовала именно такой механизм: культурные инновации веками привносились элитами и затем диффундировали сквозь социальную толщу.

Александр Согомонов: Этого не произошло, к сожалению. Александр, а вот вы говорите про субъектность - вы употребили термин по отношению к тем, кто должен резонировать, или к тем, кто должен отвечать, а субъект, который формирует такого рода стратегии культурного капитала, - это вот кто?

Александр Долгин: У истоков подобных тектонических процессов, конечно, стоят пионеры, энтузиасты – ими изнутри движет неподдельный мотив, сильный как любовь. Если такие люди присутствуют в закваске, то дальше может формироваться сбалансированный по статусным, вкусовым и мировоззренческим уровням коллектив. Это городская культурная элита, она формирует явный и неявный спрос и фон для такого рода улучшений, это бизнес-элита, которая впитывает эти настроения и которая должна ощутить, что её успехи в этом направлении будут оценены, станут предметом общественного восхищения.

Александр Согомонов: Вы имеете в виду её инвестиции в капитал города?

Александр Долгин: Конечно! Ведь красота и благообразие – далеко не бесплатные вещи. И если бизнес строит для себя деловой центр или дом приемов, то то, как будет выглядеть постройка должно быть для него значимо. Будет это делом чести, и тогда нельзя сплоховать, опозориться и двигать свой город вниз, или окружение индифферентно и не для кого стараться и выпендриваться. Надо, чтобы было перед кем, для кого и ради кого. А инсталляция этой ценности в головах городских патрициев - это работа культурного сообщества. Поэту удаются стихи, когда есть, кому их прочесть, когда он знает, что сегодня ночью писал, а завтра читка – и ему будут овации и распахнутые глаза. Такие глаза и вообще позитивные ожидания - это большой потенциал (тоже своего рода капитал) - как для бизнес-сообщества, так и для администрации. И медиа должны обозначить эту связь, и они должны хвалить за достижения. Но у нас редко кого хвалят. Это социальная глупость и злонравие.

Александр Согомонов: То есть это такие люди, которые будут связаны с креативной деятельностью, с изобретением, с экспериментированием, с открытием чего-то нового, или, наоборот, хорошо забытого старого, например, как в Суздале... и вот развивать эту линию?

 

Александр Долгин: В эту линию включаются архитектура, градостроительные решения, культовые здания, среда вне зданий, общественные пространства, парки, сити-арт, стрит-арт в том числе, это могут быть культурные процессы - это комплексная смесь.

Александр Согомонов: В заключение хочу задать вопрос: откуда уверенность, что в хорошем культурном городском бульоне будут рождаться нормальные, хорошие люди, или они будут становиться таковыми? Вот, например, Мюнхен в Европе в 20-30-х годах был самым культурным городом!

Александр Долгин: Откуда уверенность, что человек, ведущий здоровый образ жизни, проживёт дольше? Ведь случаются всякие напасти. Ваш пример с Мюнхеном из этой серии. Но, в общем, система такова: если в доме хорошая библиотека, то ребёнок будет склонен к литературе, если сказать аккуратней, то у него больше шансов стать литературоцентричным, чем в ситуации, когда он никогда не видел книг. Если в доме визуальная содержательность – значит, будет и запрос на нее, пронесённый через всю жизнь. А это тянет за собой многое другое: спрос на общественную гигиену, чистоту, безопасность...


Опасаться стоит разве что монополизации культурной среды какой-либо одной сильной группой – у нас ведь пока не оформилось разнообразных групп интересов в культурной сфере.

Александр Согомонов: В том числе, если у нее «правильные» установки?

Александр Долгин: Да, и даже правильные без кавычек. Город не должен быть затоптан интересами какой-то одной прослойки. Поэтому важно, чтобы сообщества были сбалансированы, чтобы имелась конкуренция и разнообразие подходов, запросов, идей, воплощений и т.д. Это не должна быть монокультура!

Александр Согомонов: Монокультуры вообще в городе быть не может. У Лефевра есть очень хорошее определение города как инструмента, производящего культурные различия.

Александр Долгин: Я тоже понимаю город как смесь всего и вся, порождающую сонм возможностей. Но в рамках этой смеси: профессиональной, статусной, имущественной, культурной, этнической и т.п. - некоторые группы могут лидировать с большим отрывом, что обеспечит им более весомое высказывание в градостроении; если другие группы сильно отстали, то у них просто не будет права голоса! Помните принцип «кто не высказался, тот не в игре». Чтоб быть в игре, нужно, как минимум, заявить о себе. Для этого нужно создать дееспособную группу.

Александр Согомонов: Тогда получается, что место общественного самоуправления становится обязательным компонентом вот такого стратегического развития, без него нет пространства высказывания, нет местного самоуправления?

Александр Долгин: Гражданские сообщества не тождественны самоуправлению. Но, разумеется, я с Вами согласен. В противном случае можно стать заложником ошибочных и скоропреходящих представлений одной узкой группы о том, например, что такое "евроремонт".

Александр Согомонов: Собственно говоря, так в Москве и происходит. Юрий Михайлович нам навязал своё монополистическое представление о городе, и с его уходом мало что изменилось, пока что я не вижу изменений в сторону культурного плюрализма. Есть островки отдельные, но...

Александр Долгин: Всё-таки те девелоперы в Москве и Московской области, что достаточно персонализированы, т.е. связанные с постоянными игроками этого рынка они немало хорошего сделали. Их знаковые здания заметны.

Александр Согомонов: Дома на Остоженке - из ряда вон выходящие.

Александр Долгин: Сколь невеликой может показаться концентрация архитектурных высказываний в Москве, но каждое из них – результат недюжинной воли архитекторов, финансистов, девелоперов, банков. Это вот именно что результат, а не случайный выброс, потому что это делалось осмысленно и стоило им баснословно дорого – десятки миллионов долларов, дополнительно инвестированных в каждое культурное высказывание такого типа. В Москве примерно три сотни таких зданий с идеей.

Александр Согомонов: А вот где мы заседаем, ЗИЛ, вот такое же здание было в 30-х годах чуть ли не стандартом для всего мира! Сколько здесь было гениальных открытий братьями Весниными сделано: с окнами, стёклами - они по всему миру прошли. Но ведь это ушло...

Александр Долгин: Знаете, в тоталитарных странах случается архитектура в зависимости от наличия вкуса у «царя», или не случается. Демократии однако тяготеют к усреднённому, сбалансированному стилю.

Александр Согомонов: Спасибо большое, Александр.

Согомонов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).