Отвечая на вопросы журналистов по итогам саммита G8, президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия исходит из принципиальной позиции - диалог с Японией по мирному договору может быть решен исключительно на основе Декларации 1956 года. Президент призвал не политизировать тему Курильских островов до крайности, но тема и для истеблишмента, и для населения крайне политизирована де-факто. На прошлой неделе обе палаты российского парламента активно занимались Курильским вопросом в державном духе – заявляли, что «Курилы – наши», вплоть до самого острова Хоккайдо. Между тем, в декларации 1956 года сказано, что СССР уступит два острова Курильской гряды после подписания мирного договора. Означает ли это, что Кремль готов пойти на уступки? И что Россия может получить взамен? На эти вопросы Дмитрий Медведев пока не ответил.
От саммита G8 российская и японская общественность ждали обсуждения «наболевшего» вопроса – мирного договора между нашими странами и судьбы «курильского вопроса». На встрече с японским премьером Таро Ассо президент России Дмитрия Медведев заявил, что решение японского парламента, объявившего Южные Курилы исконной японской территорией, "привело к всплеску нежелательных эмоций и не создаёт необходимой атмосферы для доброжелательного и открытого диалога между двумя странами".
Наши парламентарии на это решение японского парламента отреагировали менее дипломатично, нежели Медведев. Совет Федерации призвал обсудить возможность отмены безвизового режима для жителей Японии и Южных Курил, думские жириновцы внесли специальный ответный законопроект о том, что Курилы – наши, от самой вплоть до японского острова Хоккайдо (надеемся, что не включая хотя бы его). Острожные единороссы, впрочем, решили отложить громкие слова до встречи Медведева с Ассо. И верно - по словам помощника президента по международным делам Сергея Приходько, Россия не намерена отказываться от практики безвизовых обменов между жителями Южных Курил и Японии, считая это "демонстрацией открытости России и одним из механизмов укрепления доверия".
Последнее заявление Медведева ставит под сомнение уже инициативу жириновцев. Само по себе заявление о решении вопроса о Курилах и мирном договоре на основании Декларации 1956 года понятно. Более поздние декларации и устные заявления либо содержали двусмысленные (и вовсе лишенные смысла) намеки, либо обещания отдать Курилы «когда-то», либо отсылали к той же декларации 1956 года. Декларация же 1956 года предполагает компромиссное решение: отдать по заключении мирного договора два Курильских острова Японии. «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией», - гласил один из пунктов Декларации.
Старые вещи меняем?
Нюанс в том, что российский истеблишмент как России, так и Японии претендует на все острова. Возможен ли копромисс по Курильскому вопросу? По Дмитрию Медведеву, видимо, возможен. Тема Курил в последний раз выплыла исключительно по внутрияпонским причинам (грядут выборы) и лишний раз раздражать японскую сторону не стоит – так, по всей видимости, рассуждали в Кремле. К тому же Япония потенциально может стать крупнейшим после Китая торговым партнером России на Дальнем Востоке Китай сейчас главный торговый партнер России в регионе).
Объем накопленных инвестиций Японии в Россию к концу 2008 года превысил 4 млрд долларов, прямые инвестиции, правда, составляют порядка 10 процентов. В структуре прямых японских инвестиций в экономику России лидером является автомобильная промышленность, ей принадлежит более 40 % вложений. Автомобильная компания Тойота пришла на российский рынок первой, построив свой завод в Санкт-Петербурге. Японские корпорации имеют долю и в совместном предприятии «Сахалин-энерджи» (с 2007 года 51 процент контролирует «Газпром»), операторе «Сахалина-2». Товарооборот между нашими странами растет ударными темпами - с 2005 по 2008 годы он утроился и составил по итогам прошлого года почти $30 млрд.
Перспективы сотрудничества, по мысли российских и японских властей, гораздо шире. В ходе визита Владимира Путина в Японию было подписано несколько обозначающих основные направления развития отношений соглашений и меморандумов. В ядерной сфере - документ, заключенный на 25 лет, предусматривает совместные проекты по разведке и разработке урановых месторождений, созданию и эксплуатации АЭС, поставки в Японию остро необходимого ей ядерного топлива. «В то время как Япония обладает превосходной технологией строительства атомных электростанций, Россия владеет богатыми запасами урана и продвинутыми технологиями по его обогащению», - суммировал суть двустороннего взаимодействия премьер-министр Японии Таро Асо.
Стороны видят перспективу в совместных работах по освоению нефтегазовых ресурсов России. «Мы можем расширить уже имеющиеся проекты, в том числе «Сахалин-3» - это 700 млн тонн нефти и полтора триллиона кубометров газа на шельфе Охотского моря, - заявил Владимир Путин. По его словам, «затем могут последовать «Сахалин-4», 5, 6 и 7».Тогда же глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал с японской стороной меморандум о разработке техобоснования поставок газа из Владивостока в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Японские технологии в самых разных сферах были бы как минимум нелишними.
Насколько вероятен размен «Курилы в обмен на мирный договор и бизнес»? Ответа пока нет, но если стороны найдут в себе силы умерить амбиции и договориться, то Дмитрий Медведев вполне может попасть в учебники истории и как президент «заключивший мир с Японией».
Справка: судьба Курил
Южные Курилы отошли де-факто СССР по итогам Второй мировой войны после разгрома Японии (ранее Россия потеряла острова и половину Сахалинапосле русско-японской). Судьба островов могла быть решена на конференции в Сан-Франциско в 1951 году, где был подписан мирный договор с Японией.
Сан-Францисский договор 1951 года — сепаратный мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан-Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США и Великобритании без привлечения других участвовавших в войне с Японией великих держав. Китай, Монголия и Демократическая Республика Вьетнам не получили приглашения на конференцию. Индия и Бирма отказались в ней участвовать.
Договор состоит из 7 глав (27 статей): мир, территория, безопасность, политические и экономические постановления, претензии и собственность, разрешение споров, заключительные постановления. Советская делегация отметила на конференции, что американо-английский проект договора неудовлетворителен, так как не обеспечивает мира, безопасности и демократического развития Японии, и предложила поправки, а также 8 новых статей. СССР, в частности, предлагал признать суверинитет Китая над Тайванем, а также предлагал быстрый ериканских войск из Японии. Такие поправки были заедомо непроходными и были провалены. СССР отказался подписать англо-американский вариант договора.
«Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, и на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения», - говорилось в Токийской декларации 1993 года. Ею устанавливалось, что Россия правопреемница СССР и Япония обязалась вести вопрос о судьбе мирного договора и территориальном размежевании только с Россией.
В ходе переговоров Владимира Путина с японским премьером в Иркутске в 2001 году стороны также обязались интенсифицировать диалог по Курилам, отметив, что базовым документом является Декларация 1956 года. Однако понимание декларации у сторон настолько разнится, что договор до сих пор не заключен.