Суд в Кувейте приговорил предпринимателя Марию Лазареву к 15 годам лишения свободы, каторжным работам и штрафу в размере 2,4 миллиона долларов по делу о растрате. Однако еще до оглашения приговора Марии с семьей удалось найти убежище в российском посольстве. В прошлом году ее уже приговаривали к 10 годам лишения свободы по обвинениям в невыполнении работ по созданию портового хаба, но после апелляции они были сняты.
Марию Лазареву, исполнительного директора компании KGLI, поставляющей продовольствие американским военным в Кувейте, задержали в ноябре 2017 года. Одновременно арестовали ее кувейтского партнера Саида Дашти. Оба проходили по целому ряду обвинений, их заподозрили в растрате средств, которые Портовое управление Кувейта вложило в инвестиционный фонд The Port Fund под управлением KGLI, и невыполнении работ по созданию портового хаба. В 2018 году ее приговорили к 10 годам лишения свободы по обвинению в растрате средств.
По данным следствия, совместно с двумя сотрудниками управления «на основании соглашения и содействия» она занималась хищением бюджетных средств. Однако затем арбитражный суд постановил, что работы были выполнены, а главный свидетель по делу получил тюремный срок за подделку документов. 5 мая 2019 года приговор отменили и разрешили освободить Лазареву под залог в 20 миллионов кувейтских динаров (около $65,7 миллиона). Лазарева провела в заключении 472 дня и вышла из тюрьмы только после того, как сумма залога была снижена до 3,3 млн долларов. При этом судебные разбирательства продолжились.
Новый приговор Лазаревой вынесен уже по другому делу: по обвинению в растрате средств Портового управления Кувейта. Адвокаты утверждают, что в феврале 2019 года деньги, которые суд квалифицировал как растраченные, вернулись на счета инвесторов с примерно стопроцентной прибылью. Сама предпринимательница собирается обжаловать решение суда, однако, по кувейтским законам, сможет она это сделать только через 90 дней. Всего по приговору Лазарева должна вернуть 719 000 кувейтских динаров (2,4 млн долларов), а также выплатить штраф в 2,13 млн кувейтских динаров (7 млн долларов). После отбытия срока россиянку депортируют из страны, сказано в постановлении.
Представитель Госдепартамента США сообщил, что ведомству известно о деле Лазаревой. К делу соотечественницы подключаются власти и влиятельные фигуры из России. «Мы находимся в курсе этой ситуации. Мы как внешнеполитическое ведомство активно в нее вовлечены в связи с оказанием российской гражданке содействия, в данном случае не просто содействия, а отстаивания ее прав, помощь оказывается по целому ряду направлений», — заявляла в октябре официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Президент России Владимир Путин и глава российского МИД РФ Сергей Лавров затрагивали тему суда над Лазаревой на встречах с эмиром Кувейта. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обсуждала этот вопрос на встрече с председателем Национального совета Кувейта.
«Мария Лазарева оказалась втянута в большую политическую игру с целью добиться от США результатов, находящихся за пределами данного уголовного преследования», — заявил глава Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов. По его словам, люди, которые организуют травлю россиянки, имеют серьезное влияние на эмира Кувейта. В деле фигурируют 500 миллионов долларов, которые могли бы стать «наградой и призом» за осуждение Лазаревой.
«Это спор двух хозяйствующих субъектов, двух крупных логистических компаний. Мария работает в другом бизнесе, в управлении благосостоянием, в управлении капиталом. Одним из ее инвесторов является глава одной из этих логистических компаний. И это, по сути, и есть описание дела. Она просто попала в конфликт двух хозяйствующих субъектов, никак не связанных с ее очень успешным бизнесом», — считает помощник Платонова Владимир Сидоров.
Свою поддержку и деятельное участие в судьбе Марии оказывают сын Джорджа Буша — ст. Нил Буш, бывший глава ФБР Луис Фри, супруга экс-премьера Великобритании Шэри Блэр, знаменитая актриса из Голливуда Эмбер Хёрд, британский лорд Карлайл, американский адвокат Ранда Фахми (она лично информировала о деле Дональда Трампа).
«Чем больше я погружался в это дело, тем лучше понимал, что здесь настоящая несправедливость. Мария окончила Уортонскую бизнес-школу, а сейчас она уже больше года разлучена со своим четырехлетним сыном из-за фиктивных обвинений. С самого начала было ясно, что они сфальсифицированы», — говорил Нил Буш в интервью Arabian Business. Как сообщал Politico, компания KGL Investment и контролируемый ей Port Fund в первом квартале 2019 года потратили около 2,5 млн долларов на наем лоббистов из Вашингтона, которые могли бы помочь в освобождении Лазаревой.
По данным Al-Qabas, сейчас Мария Лазарева остается на территории российского посольства. Президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов заявил, что Мария Лазарева находится «в безопасном месте». Он также напомнил о соглашении России и Кувейта о взаимной защите капиталовложений от 1994 года. Согласно документу, Лазарева рассматривается как инвестор и участник большого инвестпроекта, который приносит пользу Кувейту. Защита россиянки надеется, что она получит временный дипломатический иммунитет, который понадобится для законного выезда из Кувейта вместе с семьей.