будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Квадратура круга для Центробанка

Многострадальный документ под длинным и трудночитаемым названием "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год" наконец-то представлен широкой публике. Напомним, что он был готов давным-давно, но не публиковался в открытой печати из-за того, что его не утверждала Государственная Дума. Высший законодательный орган страны два раза его заворачивал, считая, что некоторые показатели кредитно-денежной политики, на которые вроде бы должен ориентироваться в своей деятельности Центральный банк России, являются, мягко говоря, некорректными, а грубо говоря – фальсифицированными. Но теперь, судя по всему, с показателями все в порядке, и поэтому их можно анализировать, прикидывая, насколько они соответствуют действительности.

Два основных показателя, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор, – это наша любимая инфляция и не менее любимый курс доллара. Центральный банк, подчиняясь решению правительства (хотя официально Центробанк – точно такой же орган власти, как и правительство), поставил своей основной задачей снижение инфляции до 8-10% в 2006 году, 7-9% в 2007 году, 6-8% в 2008 году, ну и так далее. Дело это, безусловно, нужное, так как инфляция у нас, что бы там ни говорили, достаточно высокая и, что самое главное, всегда опережает целевые показатели, заданные правительством. В то же время, подчиняясь неофициальному желанию деловых кругов России, Центральный банк с недавних пор стал проводить политику стабилизации валютного курса, не допуская, насколько это возможно, резкого ослабления доллара по отношению к рублю. Пока это у него удается: во всяком случае, начиная где-то с середины мая, когда доллар впервые стал стоить дешевле 27 рублей, сильного движения вниз у него не было, и с тех пор курс американской валюты продолжает колебаться в интервале 26,5-27,0 рублей.

Однако хорошо известно, что борьба с инфляцией и стабилизация курса доллара – это два взаимоисключающих явления. Дело в том, что несколько последних лет рубли во внутреннем денежном обращении появляются только при покупке долларов в резерв Центрального банка. Пять лет тому назад, когда долларов у нас в стране было мало, все радовались, что наши валютные резервы растут и валютное покрытие рубля увеличивается. Но сейчас всем стало не до радостей, так как поток долларов все нарастал и нарастал, а вслед за ним нарастал поток рублей. Хотя для растущей экономики увеличение денежного предложения, да еще на неинфляционной основе – вещь очень нужная, однако во всем, даже в хорошем, надо соблюдать умеренность. В том числе и в проведении денежной эмиссии, пусть даже полностью покрытой долларами. Поскольку реальный рост у нас находится в интервале 6-7% в год, то и прирост денежного обращения должен быть приблизительно на том же уровне. Но на самом деле денежное предложение росло гораздо более высокими темпами, что способствовало не столько реальному росту экономики, сколько росту инфляции. Данные, приведенные ниже, хорошо иллюстрируют эту закономерность.

Показатели, %
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
Реальный ВВП
104,7
107,3
107,1
106,4
Дефлятор ВВП
115,5
114,4
118,6
119,7
Денежная база
133
155
124
122

Даже если для оценки инфляционных процессов использовать такой показатель, как дефлятор ВВП, который рассчитывается официальными органами и поэтому кажется не очень надежным, то все равно хорошо видно, что темп роста цен в 2,5-3 раза опережает рост реального ВВП. И это опережение во многом происходит благодаря избыточному росту денежного предложения (денежной базы в широком определении).

Итак, в росте цен во многом виновато избыточное предложение рублей, а в избыточном предложении рублей – избыточное предложение долларов, с которым ни наш российский Центробанк, ни какой-либо еще национальный Центробанк справиться не сможет. Потому что эмиссия национальных денег почти во всех странах мира построена на приобретении долларов в резервы национальных Центральных банков. И если количество долларов будет расти, то и количество национальных денег также будет увеличиваться. И очень часто темпом, превышающим реальные потребности экономики.

Правда, у национальных Центральных банков под рукой есть несколько инструментов, с помощью которых они могут нейтрализовать негативные последствия избыточного притока сильной валюты. В набор этих инструментов входят: перенос части национальной валюты со счетов коммерческих банков на депозитные счета в Центральном банке, продажа Центробанком своих облигаций, повышение норм резервирования и т.д. Но самым действенным из них считается все-таки повышение курса национальной валюты. Тогда при покупке одной единицы американской валюты во внутреннее денежное обращение будет попадать сократившееся количество национальной валюты, и ее инфляционное давление будет снижено. Кроме того, рост курса национальной валюты делает ее внутренний рынок более привлекательным местом сбыта, чем внешний, и поэтому у данной страны падает экспорт и растет импорт, что означает рост товарного наполнения внутреннего рынка и повышение покупательной способности национальной валюты.

Однако ревальвация – это как раз то, против чего российский Центральный банк и должен сражаться, учитывая рекомендации деловых кругов. А для того чтобы ревальвации не было, он по-прежнему должен покупать в свой        резерв известное количество твердой иностранной валюты, не допуская ее попадания на рынок, где ее могут приобрести для оплаты импорта. Но тогда, приобретая в резерв твердую валюту, Центробанк будет выпускать в обращение избыточные рубли, которые по-прежнему будут гнать цены вверх.

Получается своего рода квадратура круга, в которой монетарные власти мечутся и ни как не могут найти выхода. Правда, пока они надеются на рост Стабилизационного фонда, замораживание средств которого на счетах в Центробанке вроде бы компенсирует прирост рублевой ликвидности, полученной за счет покупки валюты у экспортеров. Но нам представляется, что логика подобных действий не выдерживает критики. Выходит, что проблемы инфляции решаются за счет бюджетного сектора российской экономики, который у нас и так самый бедный, а вот другие сектора, которые могли бы поспособствовать борьбе с инфляцией и которые просто купаются в деньгах, этим процессом не затронуты. То есть это решение в принципе негодное, но ничего другого, судя по «Основным направлениям…», Центральный банк нам предложить не может.

Поэтому если в будущем году он не применит достаточно жестких мер по регулированию денежного обращения (например, существенно повысит нормы резервирования), то нас ждет такая же высокая инфляция, как в текущем или прошлом годах. Или, на что трудно надеяться, мировые цены на нефть и газ снизятся так сильно, что валютной выручки едва-едва будет хватать для оплаты импорта, и тогда проблема с покупкой избыточной валюты в резерв Центрального банка отпадет сама по себе.

См. также:

  • Гриценко. Как обезвредить экономическую бомбу
  • Гриценко. Либерализация вместо конвертации
  • Гриценко. Слабые стороны сильного рубля
  • Гриценко. Лукавые цифры предвыборного бюджета
  • Гриценко. Помощь Госсоветом
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).