Страшный сон самых параноидальных российских автолюбителей, похоже, постепенно становится явью. ГИБДД уже запустило пилотную версию программы, которая сводит воедино все записи с камер фото- и видеофиксации нарушений на дорогах, анализирует их и выдает на пульт информацию о передвижении любого автомобиля.
Новая система носит говорящее название «Паутина». Для ее работы на дорогах не требуется устанавливать новое оборудование — ее преимущество в том, что она использует уже существующие камеры. Сегодня все комплексы фото- и видеофиксации способны распознавать номер автомобиля, а также чаще всего его цвет и иногда даже марку авто. Суть «Паутины» заключается в том, что она собирает с десятков тысяч камер информацию о передвижении автомобилей, анализирует ее, сверяет с базой данных ГИБДД и выдает операторам данные о «подозрительных» авто.
К числу подозрительных могут быть причислены, например, угнанные автомобили — даже если у них замазана часть номера, по оставшимся в поле зрения буквам и цифрам зачастую можно вычислить конкретный автомобиль. Также система оперативно выявляет «двойников» - автомобили с идентичными номерами. Впрочем, эти возможности «Паутины» не уникальны, в конце концов, данные об автомобилях в розыске забивают в базу сотрудники ГИБДД, новая программа просто позволяет их быстрее находить.
Самая интересная возможность системы «Паутина» заключается в том, что компьютер сам может решить, что конкретный автомобиль ведет себя подозрительно. Не из-за превышения скорости или проезд перекрестка на красный сигнал светофора, а из-за нетипичного поведения водителя. «Паутина» запоминает обычные маршруты автомобиля — от дома до работы, от работы до магазина, из города на дачу — и если внезапно автомобиль оказывается в нетипичном для него районе города или же в другом регионе, она выдает операторам совет направить к «подозрительному» авто наряд ДПС для проверки документов.
«Паутина» может думать и от обратного. Заметить, например, что автомобиль определенной марки с определенным номером заехал в нетипичный для него район, и тогда, даже если нет информации о перемещении этой машины в прошлом, система начинает считать ее подозрительной, поскольку это может быть угнанная машина с перевешенным номером.
Благодаря системе «Паутина», отчитываются в ГИБДД, удалось даже повысить эффективность плана «Перехват». Дело в том, что операторы «Паутины» следят не только за подозрительными машинами, но и за нарядами полиции и ДПС, контролируя эффективность их перемещений. Теперь нерадивым сотрудникам грозит «разбор полетов», а тех, кто задержал разыскиваемый автомобиль, начальство поощряет.
Благодаря «Паутине», отчитались в ГИБДД перед корреспондентом правительственной «Российской газеты», недавно удалось поймать банду угонщиков, которые похищали автомобили и вешали на них белорусские номера, что позволяло пустить пыль в глаза инспекторам ДПС. Всего за 11 месяцев текущего года в России было угнано почти на 15 процентов меньше машин, чем за аналогичный период прошлого года — 10251 вместо 11994. В этом, уверены в ГИБДД, отчасти есть заслуга и системы «Паутина», которая пока работает лишь в тестовом режиме.
В ГИБДД даже рассматривают возможность дать право использовать «Паутину», которая следит одновременно за миллионами автомобилей, обрабатывая информационные потоки с более чем ста тысяч камер, установленных на дорогах России, рядовым автовладельцам. Конечно, им не дадут следить за произвольной машиной, но о местоположении своего авто они вполне вправе знать. Или можно позволить автовладельцу ставить свою собственность, фактически, на охрану. После парковки сообщать в ГИБДД по sms о том, что машина в ближайшее время передвигаться не должна — в этом случае тревога будет поднята сразу после попадания машины в объектив камеры. Полиция брать деньги за такую услугу не планирует, дело остается за операторами сотовой связи, кроме того нужно будет подписать кипу документов, которые позволят перекидывать информацию о владельцах автомобилей из одной базы в другую.
Как и у всякого достижения прогресса, у «Паутины», наверняка, появятся и настоящие фанаты и те, кто будет уверен, что систему нужно немедленно разрушить. И вторых можно понять.
Российское государство за все 20 с небольшим лет своего существования ни разу не давало повода усомниться в том, насколько дырявые системы защиты данных оно применяет. В интернете постоянно появляются базы данных, которые, в теории, должны храниться правительственными службами за семью замками. То можно посмотреть историю перелетов гражданина, то узнать, какими номерами телефонов он пользовался, то оценить размер уплаченных им налогов. В открытом доступе, как правило, появляются не слишком актуальные базы, но мало кто сомневается, что тот, кому очень надо, может за определенную мзду получить доступ к самой последней информации.
Российское государство при этом в поистине маниакальным упорством собирает всю возможную информацию о своих гражданах: от национальности брачующихся до пола и места рождения пассажиров поездов дальнего следования. Боязнь «большого брата» отчасти компенсируется тем, что базы ведутся из рук вон плохо, свести всю информацию о человеке воедино возможно, если условный человек, имеющий доступ ко всем базам, имеет перед собой такую цель.
Свести всю информацию обо всех гражданах России в единые дела аппаратными методами практически невозможно. Отчасти этим объясняется тот факт, что российских чиновников никак не могут отучить от привычки требовать от граждан предъявления документов с информацией, которой государство и так располагает — искать в собственных базах данных информацию о человеке сложней, чем заставить этого самого человека принести необходимые документы, иногда с десяток наименований.
Все это, впрочем, совершенно не означает, что граждане обязаны радоваться тому, что абстрактный полицейский может в любую секунду посмотреть, где именно находятся их автомобили. Но и осуждать этого полицейского сложно — в конце концов, он пользуется общедоступными данными, которые видны не только хитрым видеокамерам, но и простым прохожим.