Сегодня вечером глава МИД России Сергей Лавров отправляется с визитом в Тбилиси. Однако главная новость, связанная с еще не начавшимся визитом, похоже, уже состоялась: Сергей Лавров отказался посетить в Тбилиси мемориал грузинских военных, погибших за территориальную целостность Грузии в начале 1990 годов. Глава МИД Грузии Саломе Зурабишвили назвала это "недружественным шагом" и объявила, что Тбилиси меняет статус визита с официального до рабочего. В истории дипломатии еще не было такого, чтобы прибывающая сторона отказывалась выполнять требования, предусмотренные официальным протоколом, сказала Зурабишвили.
Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе также выразила свое возмущение. "По правде говоря, такая позиция Лаврова для меня абсолютно непонятна. Мне понадобилось много времени на то, чтобы поверить в то, что данная информация соответствует правде", – цитирует ее слова агентство "Новости-Грузия".
Группа грузинских ветеранов – участников боевых действий в Абхазии и Южной Осетии – провела акцию протеста у здания российского посольства в Тбилиси. Участники акции оставили у здания посольства ритуальный венок с надписью "Соболезнуем по кончине российской дипломатии". Служба охраны посольства не позволила положить венок у ворот здания, поэтому его оставили у ограды в отдалении от центрального входа.
Впрочем, Сергей Лавров выразил надежду, что отказ посетить мемориал "не создаст искусственных проблем для плодотворных переговоров в Тбилиси по ключевым вопросам российско-грузинских отношений". "Российская Федерация как страна, содействующая сторонам в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, должна учитывать свой статус, и едва ли публичное посещение памятника помогло бы создать необходимую атмосферу для переговоров по урегулированию конфликтов на территории Грузии", – объяснился российский министр.
Вместо посещения мемориала Сергей Лавров планирует возложить венок на могилу премьер-министра Грузии Зубара Жвании. Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко сказал: "Зураб Жвания сделал многое для недопущения эскалации в зонах конфликтов в Грузии и выступал за их мирное урегулирование".
В ходе войны в начале 1990-х годов погибли десятки тысяч человек. Власти Абхазии и Южной Осетия объявили о независимости, однако Грузия по-прежнему считает эти территории своими.
Сегодня в интервью газете "Свободная Грузия" Лавров сказал, что ни о какой "холодной" и уж тем более "горячей" войне России с Грузией не может быть и речи. Министр признал, что за последние годы в отношениях двух стран накопилось немало проблем, однако с помощью взаимных обвинений их не решить. Как и подобает настоящему дипломату, Лавров рассказал, о стремлении к "нормализации и оздоровлении климата двусторонних отношений с Грузией", о поиске "взаимоприемлемых договоренностей, учитывающих интересы двух сторон" и "целенаправленной и конструктивной работе". Россия, по его словам, заинтересована в "стабильной, дружественной, независимой и процветающей Грузии".
Лавров отметил, что признаком конструктивных отношений является то, что Россия лидирует в реальных экономических проектах в Грузии. "Вхождение сюда российского бизнеса – это не только своеобразный "индикатор доверия", но и инструмент реальной помощи: создаются рабочие места, восстанавливается инфраструктура, оживает экономика в целом", – сказал он.
Между тем на прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявил, что переговоры о подготовке проекта рамочного договора между Грузией и Россией зашли в тупик. Главной проблемой, по его словам, остается требование Москвы к Тбилиси не размещать на грузинской территории иностранных военных баз.