Министерство здравоохранения РФ разработало положение, позволяющее оказывать медицинскую помощь пациентам с ВИЧ, не имеющим постоянной регистрации. Ранее им в медпомощи отказывали.
Как пишет газета «Коммерсантъ», Минздрав предлагает закрепить такое положение законодательно. Оно учитывает при формировании территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи субъектами РФ граждан, зарегистрированных не только по месту жительства, но и по месту пребывания.
О том, нужно ли вообще привязывать оказание медицинской помощи к наличию постоянной регистрации, а также о том, реально ли отказаться от такой практики и почему, с «Полит.ру» поговорил Василий Власов, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», президент Общества доказательной медицины.
«По Конституции РФ прописки у нас не существует, а существует регистрация. Еще в 1990-е годы Верховный суд РФ принимал решение, согласно которому никакие льготы и привилегии не могут определяться наличием регистрации по месту жительства. И это положение сохраняется неизменным. Беда заключается в том, что сам принцип регионального финансирования, допустим, лекарственного обеспечения должен как-то реализовываться применительно к отдельному человеку. И иного способа никто не придумал.
Главная проблема, с одной стороны, оказывается технической; с другой стороны, она заключается в том, что регионы в одних случаях хотят льготников у себя держать, других случаях, наоборот, предпочли бы, чтобы этот льготник куда-нибудь от них ушел, а в третьих случаях они обнаруживают, что могут под такого льготника еще какие-то дополнительные деньги получать. В результате получается ситуация, в которой применительно к каждой отдельной болезни – в зависимости от того, как «сильно болит», принимаются отдельные решения.
Такие решения принимались в отношении обезболивающих, которые тоже по месту прописки (постоянной регистрации) должны были получать, а сейчас в этом отношении происходит смягчение. Такое же смягчение происходит и применительно к СПИДу.
В действительности же российское законодательство на сегодня, если все нормально исполнять, позволяет получать лекарства везде, где находится человек – лишь бы быстро проходила оплата. Но, к сожалению, поскольку нет никакой заинтересованности в том, чтобы быстро отдавать деньги и быстро все делать, то, думаю, что наши больные обречены на то, чтобы по мере возникновения проблем принимались такие отдельные решения.
Увы, принципиального решения, принципиального облегчения ситуации ожидать не приходится. Причем могу гарантировать, что ситуация со временем будет еще хуже», – сказал Василий Власов.
Свое мнение по поводу медицинской помощи и «привязки» ее регистрации в беседе с «Полит.ру» высказала и Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
«Оказания медицинской помощи гражданам и негражданам России имеет свои регулирующие документы – постановления правительства, что касается неграждан, и система обязательного медицинского страхования, если говорить о гражданах. Была предпринята попытка сделать так, чтобы гражданин Российской Федерации независимо от места регистрации мог обращаться в любое медицинское учреждение. Но это оказалось достаточно обременительно и сложно, поскольку существуют бюджеты учреждений, а так называемый «авансовый платеж» не оправдал себя.
Тут, мне кажется, все понятно: деньги приходят вместе с пациентом, а когда пациент появится, рассчитать сложно. Но если его зарегистрировали – это уже проще. Таким вот образом и сложилась система. Хотя, по большому счету, вполне можно детализировано продумать, как можно сделать так, чтобы любому гражданину Российской Федерации по заболеванию, с которым он хотел бы обратиться за медицинской помощью, эту помощь оказали вне зависимости от наличия постоянной регистрации. Тем более, что люди стали достаточно мобильны в плане как трудового, так и иного перемещения – многие ездят куда-то по делам, на дачу, по иным каким-то вопросам. Словом, люди много перемещаются.
Так что мне кажется, что просто не очень велико желание этот вопрос решить. Хотя еще раз подчеркну: такая попытка была, и проекты документов на этот счет были. И они вообще-то совпадают к конституционными нормами о том, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить бесплатную медицинскую помощь соответственно тем нормам, которые прописаны в программах гарантированного обязательного медицинского страхования. И надо, конечно – с расчетами, разумеется, с учетом организационных моментов – этот вопрос все-таки решать.
Второй момент касается иностранных граждан. Он также важен, особенно когда речь идет о заболеваниях, которые для безопасности населения очень важно активно выявлять и активно же с ними бороться. Это и туберкулез, и ВИЧ, и венерические заболевания, и вообще любые инфекционные болезни, которые могут дать эпидемию. Вот этот вопрос как раз надо решать кардинально – заболевших надо выявлять быстро. И, конечно, надо решать вопрос о полисе обязательного медицинского страхования.
На мой взгляд, это безумная безответственность – оставлять таких людей без нашей поддержки. И это не столько им, сколько нам выгодно и нужно, – оказывать им эту поддержку, чтобы не было распространения подобных заболеваний. Вот этот вопрос надо решать и решать, что называется, вчера, если не позавчера. И несколько странно, что такой вопрос может на время зависать. Нет, этого нельзя допускать – слишком уж все это опасно.
Когда эти люди приезжают, то вопрос о том, нужна ли регистрация, вообще не должен вставать: она для них нужна в обязательном порядке. И выявление незарегистированных, на мой взгляд, со стороны таких органов, как полиция, просто необходимо. Нужно, чтобы регистрация была. И в случае ее отсутствия надо не оштрафовывать (себе в карман зачастую), а или возбуждать процесс отправки человека на родину, или, если человек по каким-то причинам не знает, как решать этот вопрос, а решить его хочет, надо помогать. И, безусловно, надо держать под наблюдением носителей опасных заболеваний. Еще раз подчеркну: это важно не только и даже не столько самому больному человеку, сколько обществу для безопасности.
Еще один момент. Работодатель – любой работодатель – должен вносить вклад в страхование жизни и здоровья своего работника. На этот счет разработано достаточно документов. Если чего-то в этом вопросе не хватает, надо выявить этот изъян и дополнить. Я вообще не вижу предмета для спора тут. В действующем законодательстве вообще много положений, которые определяют право гражданина и негражданина на медицинскую помощь не только в связи с такими заболеваниями, как ВИЧ, но и в связи с другими. Это первое.
Второе: поскольку самым болезненным вопросом являются как раз расходы (и оплата услуг), то регистрация является хорошим регулятором для того, чтобы формировать бюджет. А это очень заметно помогает финансовой устойчивости любой организации. Вот применительно к гражданам России сегодня надо разработать регулятор оплаты в том случае, когда гражданин не по месту постоянной регистрации обращается за медицинской помощью. Наверно, на сегодня этот инструмент обеспечения услуги финансами недостаточно описан технически. Значит, его надо делать. Надо Министерству здравоохранения совместно с Фондом обязательного медицинского страхования и с администрациями местных органов власти разработать такой инструмент, который всем бы был понятен.
А для неграждан, повторю, самой серьезной проблемой является само наличие временной регистрации. Она обязательна. Плюс страхование, тоже обязательное – именно оно должно быть у человека, который прибыл, например, работать или учиться в Россию. И этот вопрос должен быть прописан на уровне отношений между странами; в России также существует на этот счет свой внутренний порядок, определенный постановлениями правительства. Ну, и вернемся к теме оплаты медицинских услуг, только уже негражданами: если инструментов для решения вопросов недостаточно, такой инструмент тоже надо разработать. Включая вопрос дипломатических отношений и т.д.
Нельзя прикрываться тем, что до решения вопроса просто руки не дошли – надо, чтоб они дошли. И надо не забывать, что иностранцы приносят не только трудовой потенциал, но и, к сожалению, много рисков, связанных с потенциальными эпидемиями», – подчеркнула Любовь Храпылина.