Скоро «Вконтакте» можно будет совершенно легально смотреть контент, принадлежащий ВГТРК: телекомпания передает социальной сети права на показ собственного видеоконтента, сообщает газета «Известия» со ссылкой на заместителя гендиректора компании Дмитрия Медникова. Такой поворот может стать началом конца эры бесплатного контента в интернете, а может всего лишь перевести социальную сеть в легальное русло без ощутимых потерь для пользователей.
По словам Медникова, весь контент и так уже есть во «Вконтакте», сейчас он размещен там нелегальным образом, но после передачи прав он будет заменен на легальный. Сейчас обсуждаются условия договора. В перспективе телекомпания рассчитывает на аналогичное соглашение с торрент-трекерами, которые так же нелегально размещают в свободном доступе видео-контент ВГТРК. Последние несколько лет ВГТРК и «Вконтакте» неоднократно судились из-за нарушения последним авторских прав. Причем никогда не было заранее известно, удовлетворит суд или отклонит исковые требования ВГТРК. Отношения между компаниями начали остывать с того момента, как Павел Дуров ушел из компании, а Борис Добродеев занял должность исполняющего обязанности генерального директора «Вконтакте». Напомним, что Борис Добродеев является сыном главы ВГТРК Олега Добродеева.
Дмитрий Рудковский, генеральный продюсер компании ArtPictures, которая занимается производством кинофильмов, в комментарии «Известиям» поделился мнением, что когда «Вконтакте» полностью легализуется, то у правообладателей появится новая крупная площадка, где они смогут заниматься продвижением собственного контента. Это также пойдет на пользу аудитории: у нее появится более широкий выбор. Такое развитие событий скажется и на самой социальной сети: по мнению Рудковского ее заработок в Интернете возрастет и исчезнет необходимость судиться с правообладателями.
Планируется, что ВГТРК передаст «Вконтакте» десятки тысяч часов видео. Это станет первым шагом к блокированию контрафакта, в обозримом будущем в рунете не останется пиратского контента. Пользователям придется либо каждый раз платить за просмотр видео, либо смотреть рекламу. Ожидается, что именно она станет основным источником доходов в новых условиях. Рекламные ролики и баннеры будут встраиваться в видео и размещаться в социальной сети. Не рассчитывая на сверхприбыль в первый год сотрудничества, в перспективе Медников говорит о нескольких миллионах долларов в год. При этом пока неизвестно, какой процент от прибыли причитается «Вконтакте».
Меньше недели назад сообщалось, что ВГТРК и «Вконтакте» ведут переговоры о трансляции чемпионата мира по футболу в социальной сети. Телекомпания заинтересована в росте аудитории в интернете, а также в дополнительных доходах от рекламы в социальной сети. При этом отмечалось, что медиахолдинг не будет платить за такое сотрудничество, так как оно является объективно взаимовыгодным: «Вконтакте» получает доступ к легальному и востребованному контенту, а ВГТРК расширяет аудиторию. Планируется, что трансляции будут вестись на платформе видеоплеера SportBox.
Аудитория пока что не до конца осознает, зачем все это нужно. Например, пользователь @SGooner4 в своем Твиттере саркастически отметил: «Дожили. ВКонтакте могут транслировать матчи ЧМ по футболу, а в Твиттере (это уже точно) будут показывать сериал "Power". 7 июня начинаем». Большинство юзеров задается вопросом, будет ли это бесплатно, и чем вызвано такое решение. Пользователь Роман Труба выражает крайнюю степень скепсиса в отношении этих изменений: «Больше похоже на паразитирование ВГТРК на популярной площадке. Они показывают свою рекламу, и ничего никому не платят. А «Вконтакте» от этого почему-то должен выиграть».
Разговоры о легализации видеоархивов на просторе социальной сети начались почти год назад со вступления в силу «антипиратского закона». Осенью 2013 года обсуждалась новая технология, специально разрабатываемая для «Вконтакте», чтобы заменить все нелегальные копии конкретного фильма или клипа лицензионным аналогом. Уже тогда говорилось о том, что легальный контент во «Вконтакте» останется бесплатным, но во всех случаях он будет сопровождаться рекламой. Планировалось, что рекламные ролики будут прерывать просмотр видео примерно каждые полчаса.
«Вконтакте» активно занимается и расширением рекламных возможностей: с июня в социальной сети стал доступен новый формат размещения – рекламные акции, или «офферы». Нововведение даст возможность рекламодателю стимулировать пользователей совершать определенные действия: вступать в группу, подписываться на страницу или установить приложение. Ожидается, что пользователи, выполняющие такие действия, будут награждаться так называемыми голосами, внутренней валютой «Вконтакте». Минимальное вознаграждение пользователя – 2 голоса, что составляет примерно 24 рубля.
Параллельно «Вконтакте» проводит экспансию собственного контента в «умные телевизоры», то есть те, которые оснащены системой Smart TV. На данный момент такая функция доступна на телевизорах LG и Samsung, она позволяет напрямую подключаться к интернету и в режиме он-лайн смотреть фильмы, слушать музыку и использовать прочий контент. На эту площадку «Вконтакте» выйдет с собственным приложением, через которое значительная часть контента социальной сети станет доступна пользователям Smart TV. Через это приложение можно будет просматривать фотографии, читать новости и записи в сообществах. В начале текущего года в России уже работало больше 4 миллионов «умных» телевизоров в 8% российских домохозяйств, сообщает информационное агентство РБК со ссылкой на компанию J'son & Partners Consulting. Ее аналитики прогнозируют, что уже к 2017 году «умные» телевизоры будут уже в 41% российских семей в России.
Другой популярный интернет-портал Mail.ru еще в январе анонсировал появление платного контента. В том числе ожидалось, что пользователи смогут за деньги смотреть сериалы компании «Амедиа», к которым относятся, например, «Моя прекрасная няня», «Закрытая школа» и «Не родись красивой». Как и «Вконтакте», Mail.ru зарабатывает на размещении рекламы, транслируя ряд сериалов на бесплатной основе.