будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Москва ПДД транспорт экология Сергей Собянин Совет по правам человека
Июль 3, 2025
Страна
Петрунин Антон

Легкое дыхание за счет регионов

Легкое дыхание за счет регионов
800-600
Дымящий автомобиль . Источник: / pixabay.com

В столице могут появиться зоны, закрытые для автомобилей с двигателями низких экологических классов. С предложением ограничить движение машин с грязным выхлопом выступил Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Мэрия Москвы поддержала это предложение, пообещав правозащитникам помощь в его реализации.

Выдержки из письма за подписью мэра Москвы Сергея Собянина были опубликованы 28 января на сайте СПЧ. «Правительство Москвы поддерживает Вашу инициативу, готово оказать содействие в решении вопроса по введению в городе Москве зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов в отношении всех транспортных средств, администрируемых средствами фотовидеофиксации, и благодарит Вас за неравнодушное отношение к вопросам улучшения экологии, в том числе в городе Москве», — говорится в сообщении. Проработку данного вопроса градоначальник поручил руководителю департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максиму Ликсутову. Когда именно появятся запретные для неэкологичного транспорта зоны, не уточняется.

 
Велопарад в парке "Сокольники"  / mskagency.ru

Инициатива Совета по правам человека содержит в себе несколько предложений. Правозащитники хотят создать базу данных экологичного транспорта, зарегистрированного в Москве и определить зоны, куда будут пускать только их. Предполагается, что  следить за соблюдением правил и фиксировать нарушения будут системы видеоконтроля. Для этого придётся изменить два государственных стандарта, позволяющих применять дорожные знаки ограничения экологического класса транспортных средств (знак «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и другие).

Напомним, что изменения в ПДД, вводящие новые знакомые знаки, были утверждены ещё в 2017-м и  вступили в силу летом прошлого года.  Табличка «Экологический класс транспортного средства» будет устанавливаться вместе со знаками «Движение механических транспортных средств запрещено», «Движение грузовых автомобилей запрещено», «Движение мотоциклов запрещено», «Поворот запрещен» и некоторыми другими. Полицейские смогут проверять информацию об экологическом классе каждого автомобиля по базе. Инспекторы смогут уточнить ее в свидетельстве о регистрации. Новая редакция уточняет понятия «островок безопасности» и «разделительная полоса», а также вводит новые понятия «гибридный автомобиль» и «электромобиль».

 
Электромобили на зарядке  / pixabay.com

Система опирается на стандарты двигателей евро, введённый Евросоюзом. Это экологические стандарты предельных концентраций вредных веществ в выхлопных газах, под классификацию попадают как бензиновые, так и дизельные двигатели. Самый ранний — Евро-0 — был принят ещё в конце восьмидесятых, последний — Евро-6 — 4 года назад. С каждым новым стандартом предельно допустимые концентрации вредных веществ уменьшаются. Запрет коснётся транспорта классов «0», «1», «2» и «3». Предполагается, что он может стать одним из возможных путей решения проблемы загрязнения воздуха в крупных городах. Вместе с тем, по данным агентства «Автостат» на 1 января 2018 года, которые приводит СПЧ, под ограничения попадает большая часть российских машин. По Москве приводятся данные за 2016-й год, в столице их чуть меньше половины.

Всё это смотрится логично в контексте борьбы Собянина с «вредным» транспортом, и общественным, и личным. С 2012 года в столице появляются платные парковки на городских улицах, за семь лет они вышли за пределы МКАД, а тарифы на эту услугу постоянно повышаются. С 2013 года столичные власти закупают только автобусы с двигателями экологического класса «Евро-5». В перспективе Москва планирует полностью перейти на электрический городской транспорт — начиная с 2021 года в городе будут закупаться только электробусы. Одновременно с этим запущены альтернативные виды транспорта, такие как городской велопрокат и прокат электросамокатов.

 
Светофор на велодорожке / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Ещё в августе 2017-го замминистра транспорта Николай Асаул говорил о постепенном вводе ограничений в крупных городах, именно начиная с двигателей Евро-3 и более ранних. В декабре того же года вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что чтобы избавиться от пробок, нужно сократить количество машин в городе на полмиллиона. Экологи, конечно, тоже поддерживают данное начинание, ссылаясь на европейский опыт и исследование двухлетней давности. Оно показало, что меры по ограничению транспорта с грязным выхлопом могут привести к снижению концентрации диоксида углерода и диоксида азота в воздухе на 22–27%.

Но есть и проблемы. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин в беседе с РБК назвал меру антисоциальной, ведь она ударит прежде всего по небогатым автовладельцам на старых машинах, в частности, по пенсионерам. При этом эксперт признал экологические достижения московского правительства. «В этом плане Москва делает максимум. В столице 5 млн автомобилей, около 30% из них относятся к низшим экологическим классам, — пояснил Блинкин. — Все упирается в то, что владельцами транспорта низших экологических классов являются пенсионеры и люди не самые благополучные. С одной стороны, тут вопрос экологии, с другой — прямые интересы человека, которому нужна машина для, например, поездки в магазин. Это абсолютно небезобидный вопрос».

Могут нововведения сказаться и на автомобильном рынке. Продолжится уже существующая тенденция сокращения рынка подержанных автомобилей и роста новых в столице. Но на ценообразовании это не скажется, считают эксперты. В этом случае весь «вредный» транспорт просто уйдёт в регионы, это и станет последствием очищения столичного воздуха от выхлопных газов.

Петрунин Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).