Раскрыт картельный сговор при госзакупках лекарств, в результате которого цены на медикаменты были более высокими. Как сообщили в Федеральной антимонопольной службе, сговор позволил его участникам выиграть 107 аукционов в 11 субъектах Федерации без существенного снижения цен.
О достижении сообщило Московское управление ФАС. Как говорится в сообщении на сайте ведомства, установлено, что компании ООО «БСС» и ООО «АМТ», закупавшие большой набор препаратов, в том числе из списка жизненно важных, а также инсулин, лекарства для лечения онкологических заболеваний, различные антибиотики, сговорившись, в ходе торгов действовали в пользу друг друга.
Это сообщение появилось после того, как 31 января стало известно: президент России Владимир Путин поручил кабмину оптимизировать цены на жизненно необходимые лекарства. Предполагалось, что в результате эти препараты станут дешевле, а госзаказчиков и фармацевтические компании, в ходе тендеров завышавших цены на лекарства, проверят правоохранительные органы, уточняет информационное агентство РБК.
В социальных сетях некоторые пользователи связали происшедшее с шумом, поднятым вокруг конфликта между департаментом здравоохранения Москвы и бывшим главврачом городской онкологической больницы №62 Анатолием Махсоном. Конфликт начался в декабре 2016 года, когда Махсон обвинил чиновников в закупке лекарств для онкобольных и медицинского оборудования по завышенным ценам, направив заявления в Следственный комитет, ФСБ и Генпрокуратуру.
«Вот результат нашей совместной работы в интернете над проблемой завышения цен на медикаменты. ФАС хорошо знала, что есть сговор, но не занималась этим, потому что у этих компаний была "госкрыша". Но наше мнение победило, мнение тех людей, которые поучаствовали в частности в интернет-дискуссии по больнице №62. Это пока маленькая победа, потому что есть ещё главные госзакупки медикаментов, и там всё гораздо серьёзней с крышеванием и объёмами денег. Полезет ли ФАС в госзакупки, и особенно в московские госзакупки?», – написал, например, пользователь Алексей Аленушкин из Москвы.
О том, что картельные сговоры в сфере госзакупок имеют место, известно широко, и пока повлиять на эту ситуацию в целом не удается. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» Василий Власов, профессор Научно-исследовательского института «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), президент Общества доказательной медицины, комментируя публикации СМИ о достижениях ФАС.
«Существование картельных сговоров в сфере госзакупок, не только лекарств, а в сфере госзакупок вообще – это секрет Полишинеля. ФАС сейчас громко объявило, что они раскрыли такой сговор с области госзакупки лекарств, но говорить об этом она могла только с улыбкой, потому что о существовании картельного сговора, конечно же, всегда знали.
Позволю себе напомнить: бывали случаи, когда раскрывалось незаконное изменение форм при объявлении конкурсов. Например, когда букву «О» заменяли на ноль, ноль – на «О» и так далее, чтобы люди не могли найти объявленные конкурсы. Этот случай, довольно широко известный, так и остался без последствий.
Точно так же при закупках конкретных лекарств систематически происходят нарушения, которые ведут к тому, что лекарства закупаются по очень высоким ценам – сплошь и рядом по цене выше розничной. Это хорошо известно, но, как правило, не влечет за собой никаких последствий, хотя, конечно, должно было бы их повлечь. Я подозреваю, что и этот конкретный случай закончится ничем», – сказал Василий Власов.
Рассуждая о том, что именно стоило бы предпринять, чтобы изменить ситуацию, эксперт сказал:
«Стоило бы просто исполнять закон! Но поскольку его нарушают люди, которые знают правила «покупки» власти, они этот закон нарушают без последствий для себя. Можно ли предотвратить подобные случаи впредь? Ну да, можно, если честно проводить конкурсы. Но, как правило, они проводятся таким образом, что проводящий конкурс – например, какое-нибудь областное управление здравоохранения – является не жертвой картельного сговора, а, фактически, участником его.
Надо просто исполнять закон. И, если бы наши правоохранительные органы вместе с ФАС следили за соблюдением закона, таких нарушений было бы меньше. Но нужны ли какие-то особые наказания за эти нарушения? Думаю, нет – у нас и так достаточно наказаний существует за все», – заключил он.
К разрешению ситуации следовало бы подключить профессиональное сообщество, считает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Любовь Храпылина.
«К сожалению, когда существует такое монопольное – действительно монопольное! – регулирование со стороны здравоохранения и крайне низка роль общественно-профессионального воздействия, ситуация со сговором при госзакупках лекарств возможна. Я имею в виду воздействие, которое могло бы оказать сообщество врачей, фармацевтов – у нас вообще нет института профессионального в этой области. Есть какие-то карманно-заштатные сообщества – при том же Минздраве или еще при каком-то ведомстве. Но вот делегирования полномочий, когда они проверяют государство их решения уважаются, не происходит. Этого совершенно нет, и такое ощущение, что это никому не нужно, никому не любопытно. А это ведь очень важно.
Второй момент в этой ситуации – наказание. Оно должно быть неотвратимым и не отдаленным, а прямо-таки ближайшим, по факту обнаружения нарушения закона. Вдумаемся в сам факт: что такое, например, фальсификация лекарств или невозможность купить это лекарство из-за его высокой стоимости? Ведь в результате возникает реальная угроза жизни и здоровью человека – а она действительно возникает, если он не принимает нужные препараты в том количестве, в котором они дают эффект. Но почему-то этот вопрос уходит из сферы профессиональной оценки, и не только медицинской профессиональной, а из оценки той же прокуратуры, других правоохранительных органов. А ведь это заведомо, запланированно отрицательное воздействие с созданием угрозы жизни и здоровью людей – когда создается ситуация с невозможностью приобрести лекарства или невозможностью приобрести их в нужном количестве и нужного качества.
А все эти запоздалые меры вроде отчета ФАС о раскрытии сговора – это, на мой взгляд, просто способ подфартить общественности. Вот ей кинули кость: видите, как хорошо мы сработали? Видите, что мы что-то делаем? А надо действительно что-то делать в ходе всего процесса оценки, в рамках всеми выполняемых законов. И вот что очень важно: если за руку поймали, как в этом случае, то уж наказание-то, конечно, должно быть. И не надо выдумывать всякие смягчающие обстоятельства! Их просто нет, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью людей, причем угрозе в массовом, а не в единичном варианте.
И, конечно, ценообразование должно быть обоснованным. Конечно, мы можем ссылаться на рынок – мол, стоимость товара такая, какую согласен заплатить потребитель. Но делать цену лекарства мерилом жизни и здоровья, которые бесценны… Ведь человек пойдет почти на что угодно: будет продавать квартиру, отдавать последние сбережения. Это ведь не является нормальным в обществе!
Вообще понятие «нормального» у нас в обществе куда-то уходит. А нормальное – это ведь обеспечивающее определенное, уважаемое обществом качество жизни.
Словом, проблема тут – в качественном праворегулировании в области госзакупок лекарств. «Качественное» – это значит понятное, четкое, с жестко очерченным механизмом ответственности, механизмом исполнения и контроля. Второй важный момент – это текущее, плановое или внеплановое, но обязательное контролирование такой деятельности. Без всяких выдумок о том, что мы тут «будем кошмарить бизнес» или еще что-то в этом роде. Давайте покошмаримся и попереживаем лучше за жизнь людей, которые принимают некачественные лекарства либо вовсе не могут купить нужных, потому что цены на них заоблачны. Важна неотвратимость наказания. И все это нужно начинать с того, чтобы делегировать полномочия, не выдумывать ничего с какими-то реестрами, с невероятными трудностями вхождения непонятно зачем в какие-то экспертные дела каких-то организаций – делегировать полномочия тем общественно-профессиональным организациям, в которых и так уже известно, что состоят авторитетные люди, предлагающие качественные варианты решений.
Вот таким организациям надо делегировать полномочия по общественному контролю за этой сферой», – объяснила она «Полит.ру».