будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медицина здравоохранение в России
Май 15, 2025
Страна
Мстиславская Мария

Лекарственное страхование

Лекарственное страхование
med2
Поликлиника. Источник: Фото: poliklinika6.by

Прорабатываемая Минфином идея лекарственного страхования населения логична и любопытна, хотя и не является главной и насущно необходимой для решения проблем российской системы здравоохранения мерой. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказал Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений, член Правления Института современного развития, член Комитета гражданских инициатив.

По его словам, предложение Минфина выглядит заслуживающим внимания. «На первый взгляд, это любопытно. Речь пока идет не о том, чтобы взять деньги с населения, а том, чтобы как раз помочь людям приобретать лекарства, особенно после тяжелых операций – таких, как стентирование и другие подобные операции на сосудах. После этих операций действительно, если человек не пропьет нужный курс лекарств, возможны осложнения и фактически повторное обращение к врачам, в больницу.

Повторное обращение – это, естественно, дорого, и затраты ложатся на государство. Так что этот финансовый маневр смотрится достаточно логично, тем более, что фонд медицинского и социального страхования говорит, что под это требуются какие-то не очень большие деньги. Поэтому как фрагмент перемен, которые в этой области необходимы, думаю, это стоит воспринимать. Какая-то идея в этом есть, и она является социальной, а не финансовой», – сказал Евгений Гонтмахер.

Говоря о лекарственном обеспечении в России в целом, он отметил, что эта проблема достаточно сложна и разнородна и нуждается в тщательном рассмотрении. «Что касается лекарственного обеспечения в целом, то здесь надо разбираться тщательно и по пунктам. Там используются очень много видов и категорий: есть жизненно важные лекарства, есть льготное обеспечение для инвалидов, а есть пенсионеры и дети. Тут Минздраву, видимо, пока сложно что-то предложить, потому что лекарственное страхование, которое существует в ряде стран, нам в таком виде не подходит. Ясно, что нам нужна какая-то дифференциация по группам – и вместе с нею разные схемы обеспечения лекарствами», – объяснил он. 

Отвечая на вопрос о самых неотложных мерах, которые, по его мнению, следует принять для улучшения работы российской системы здравоохранения, эксперт сказал, что первоочередным для ее эффективности является вопрос охраны здоровья, профилактики заболеваний.

«Это длинный вопрос – за один год тут особо ничего не сделаешь, но процесс нужно начинать. Нужно думать о том, чтобы не доводить людей до поликлиник и тем более – до больниц, нужно заботиться о том, чтобы это явление было минимизировано. И это, кстати, в конечном счете экономит ресурсы – и частные, и государственные.

Видимо, для этого должна быть создана такая программа. О ней пока речи не идет, но, тем не менее, именно такой стратегический заход для решения проблем и нужен. Отсюда уже выстраивается какая-то модель, «ядро хранения», страховое или бюджетное», – уточнил Евгений Гонтмахер.

Затрагивая тему диспансеризации как одного из инструментов предотвращения тяжелых заболеваний, он отметил, что в России диспансеризация часто носит формальный характер. Это явление эксперт объяснил особенностями финансовых механизмов, поскольку медицинские учреждения, проводящие диспансеризацию, получают средства за результат, отраженный в отчетности.

«По бумагам провели диспансеризацию – учреждению фонд медицинского страхования перечислил какие-то деньги. Но сейчас вскрываются многочисленные факты приписок. Многие люди даже не были в поликлинике и никакой диспансеризации не проходили, но в медицинских картах у них записано, что их осмотрели специалисты и даже дали некие рекомендации. И за это медучреждение получило какие-то деньги. Поэтому, видимо, диспансеризация должна быть как-то «отвязана» от прямой оплаты их федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования, потому что в нынешнем своем виде она создает ложные стимулы для приписок.

Над этим надо думать. Конечно, сама диспансеризация нужна – эта мера во многих странах приносит неплохие результаты и помогает на ранних стадиях выявлять и лечить тяжелые заболевания. Лечатся они эффективнее и за меньшие деньги, чем на поздних стадиях, но здесь надо думать в первую очередь о более правильном механизме стимулирования нашей системы здравоохранения – чтобы она проводила диспансеризацию не на бумаге, а реально»,  – сказал Гонтмахер.

Он с сожалением констатировал, что пока дискуссия на эту тему практически не ведется, хотя у Минздрава и есть «свое представление на этот счет». «Но все-таки приписок выявляется все больше и больше, и это не потому, что врачи какие-то плохие. А потому, что так построена система, которая сама формирует такие ложные стимулы. Поэтому надо перестраивать систему, работать над нею – и тогда все более или менее встанет на свои места»,  – заключил Евгений Гонтмахер.

Напомним, в начале марта группа специалистов в сфере организации и управления здравоохранением, медицины, экономики и юриспруденции подготовила и обнародовала декларацию о состоянии современного российского здравоохранения и путях его улучшения. Авторы декларации, в число которых входил и Евгений Гонтмахер, призывали как можно скорее широкую общественную дискуссию о выборе оптимальной для России национальной модели здравоохранения и путях ее формирования. С полным текстом декларации можно ознакомиться здесь.

Мстиславская Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).