Пресс-служба ОАО «Российских железных дорог» вечером 9 июня опровергла слова своего начальника Владимира Якунина о возвращении Ленинградскому вокзалу его исторического названия – Николаевский. В заявлении компании сказано, что «данный вопрос действительно обсуждается», однако «окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято».
Несколькими часами ранее много шума наделало сообщение о том, что глава РЖД Владимир Якунин подписал указ о переименовании Ленинградского вокзала Москвы в Николаевский. Решение, согласно первоначальному сообщению РЖД, объяснялось «значительным вкладом в возникновение российских железных дорог» императора Николая I, который в 1842 году подписал указ о строительстве первой в стране железной дороги Санкт-Петербург–Москва. Также было обещано вернуть исторический облик Ленинградскому и Ярославскому вокзалам – отреставрировать фасады, убрать со шпилей пятиконечные звезды, а на их место установить российские гербы. На территории обновляемого вокзала в рамках соглашения с Русской православной церковью запланировано и строительство храма Николая Чудотворца. Якунин также пообещал, что исторические названия могут быть возвращены и другим вокзалам.
Как сообщалось, решение о переименовании принято, учитывая обращение общественного движения «Возвращение», которое ранее требовало переименовать станцию метро «Войковская», а город Киров – обратно в Вятку.
Позже, в опровержении, пресс-служба РЖД сообщила, что и вправду к ним поступило обращение переименовать Ленинградский вокзал от фонда «Возвращение», кроме того, возможность переименования рассмотрена Институтом Российской истории РАН, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы.
Однако новость о том, что Якунин уже подписал указ, в пресс-службе назвали «технической накладкой» и извинились перед СМИ. Причины «накладки» остались непонятными.
Тем не менее заявление Якунина вызвало бурное обсуждение. По понятным причинам возмущенная реакция была у коммунистов. В КПРФ это решение назвали «идеологической провокацией, нацеленной на разжигание политической конфронтации».
В Институте российской истории РАН, с которым консультировались железнодорожники, назвали «анахронизмом» то, что вокзал сохранил название после переименования Ленинграда в Санкт-Петербург в 1991 году. В институте «Коммерсанту» сказали, что сочли возможным вернуть вокзалу и первое название – Петербургский, «но окончательное решение приняли в РЖД».
Здание старейшего в Москве Ленинградского вокзала строилось с 1844 по 1849 год по проекту архитектора Константина Тона (автор Храма Христа Спасителя) в стиле позднего классицизма. По требованию императора Николая I вокзал в Москве является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Первоначально вокзал носил название Петербургский, в 1856 году указом императора Александра II был переименован в Николаевский, в 1923 году – в Октябрьский, в 1924-м – в Ленинградский.