Росавиация собирается повышать безопасность авиаперелетов за счет пассажиров. Из-за технической изношенности российских самолетов, на обслуживание которых необходимы все большие затраты, с 2008 года авиаперелеты могут подорожать на 40%. Об этом сообщил на брифинге, посвященном вступлению в силу с 27 августа новых Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, глава ведомства Евгений Бачурин.
«Рост цен на авиабилеты в следующем году может составить 20%, 30%, а возможно и 40%, если вопрос с обновлением авиапарком не будет решен», – сказал он. По словам Бачурина, обеспечение безопасности на устаревших судах обходится значительно дороже, чем на новых самолетах.
Кроме того, сказал Бачурин, из-за нехватки судов в том же 2008 году может сократиться объем перевозок в самый разгар туристического сезона. При этом он отметил, что Росавиация по-прежнему не намерена пускать в Россию иностранные авиакомпании, что способствовало бы обновлению авиапарка и даже снижению цен за счет конкуренции. Вместо этого глава Росавиации готов доверить решение проблемы отечественному авиапрому, который, по его словам, должен наращивать объемы выпуска самолетов. Еще одна мера, которую предложил Бачурин, это снижение ввозных пошлин на зарубежную технику.
Эксперты и представители авиакомпаний, комментируя слова Бачурина, в принципе согласились с тем, что грядет рост тарифов на авиаперевозки, хотя и не такой резкий, как сказал глава Росавиации. Кроме того, рост тарифов, скорее, будет связан не с обновлением авиапарка, а с подорожанием топлива.
Отметим, что, по данным Росавиации, в 2006 году рост рынка авиаперевозок составил 8,3%, авиакомпании перевезли 38,02 млн человек. Для страны, в которой живет около 150 млн человек, это очень небольшая цифра. Для сравнения: в 1990 году из аэропортов России было отправлено более 100 млн пассажиров. Не лучше ситуация и с аэропортами: в 1991 году в России их было 1302, а по данным на 2007 год, осталось всего 351. Основной причиной резкого падения числа пассажиров и количества аэропортов считаются высокие цены на авиаперелеты, недоступные для большинства населения страны.
Еще одной мерой, с помощью которой авиационные власти намерены увеличивать безопасность полетов, могут стать «черные списки» пассажиров, злоупотребляющих спиртным на борту самолета. Как сказал замглавы Ространснадзора Владимир Черток, проблема неадекватного поведения пассажиров, находящихся на борту, становится реальной угрозой безопасности. Поэтому фамилии «ненадежных пассажиров» будут опубликовываться – скорее всего, на сайте Ространснадзора. «Мы будем показывать пофамильно пассажиров, которые были задержаны правоохранительными органами, чтобы авиакомпании этих пассажиров знали», – сказал Черток. Он не исключил, что в дальнейшем авиакомпаниям будет запрещено принимать к перевозке этих пассажиров.
В свою очередь, Евгений Бачурин добавил, что после подсчета статистики нарушений правил безопасности пьяными пассажирами Росавиация может предложить ввести закон, вовсе запрещающий употребление алкоголя в самолетах.
Напомним, что с 27 августа вступает в силу приказ Минтранса, который ужесточает порядок провоза в ручной клади любых видов жидкости, в том числе алкоголя. Согласно новым правилам, на борт самолета могут быть пронесены только спиртные напитки, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли (duty free) в день полета и герметично упакованные. Сейчас крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» запрещает распивать принесенные с собой спиртные напитки, но предлагает пассажирам купить алкоголь на борту.
В то же время «Аэрофлот» настаивает на увеличении штрафов за нахождение в самолетах в нетрезвом состоянии и курение в туалетах воздушных судов. По данным «Аэрофлота», количество правонарушений, связанных со злоупотреблением спиртным и курением на бортах самолетов авиакомпании, в 2006 году увеличилось на 29% по сравнению с 2005 годом и составило 135 случаев.
Между тем не все ведущие российские авиаперевозчики собирается запрещать употребление спиртного на борту в связи с ужесточением правил провоза жидкостей. У них уже выработана своя политика. Авиакомпания «Трансаэро», как и «Аэрофлот», предлагает спиртное на борту и не приветствует напитки «извне». «На всех рейсах пассажиры могут приобрести спиртное на борту во время полета. Согласно внутренним правилам авиакомпании, пассажирам запрещено проносить с собой спиртное», – сказал пресс-секретарь авиакомпании Сергей Быхал. Авиакомпания «КрасЭйр» продает алкоголь на борту. «На те жидкости, которые пассажиры покупают в duty free и на борту самолета, приказ не распространяется, поскольку эти жидкости прошли внутреннюю проверку», – отметила представитель пресс-службы «КрасЭйра» Ольга Быкова.
В авиакомпании «ЮТэйр» сообщили, что предлагают бесплатные спиртные напитки на борту, в том числе пассажирам эконом-класса – белое и красное вино. «Стоимость спиртного на борту входит в стоимость билета, мы не планируем ничего продавать. Все, что положено, пассажиры получают бесплатно», – сказал начальник пресс-службы «ЮТэйра» Юрий Мушихин. Еще несколько российских региональных авиаперевозчиков предлагают пассажирам на борту бесплатные алкогольные напитки. Авиакомпания «Кубанские авиалинии» предлагает вина Кубани, а «Авиалинии Татарстана» – «Советское» шампанское.
У авиакомпании правительства Москвы «Атлант-Союз» политика более жесткая. «Продажи спиртного на борту никогда не было и в этом году тоже не будет», – сказал пресс-секретарь авиакомпании Георгий Баутин. Он также отметил, что проблем с задержкой рейсов из-за введения новых правил и дополнительного досмотра не возникнет. Пресс-секретарь авиакомпании «Газпромавиа» Дарья Полухина говорит: «Когда-то мы продавали спиртное на борту, сейчас не продаем и в ближайшее время не планируем продавать».
Медики не рекомендуют употребление спиртного на борту и отмечают, что в условиях длительных перелетов, высоты и сухого воздуха в салоне чрезмерное употребление алкоголя приводит к обезвоживанию организма. При этом психологи признают, что небольшое количество спиртного помогает справляться со страхами, которые многие испытывают во время полета.