Такого не может быть — Алексей Навальный будет сидеть в совете директоров "Аэрофлота". Какая бы мотивация ни была у этого решения, понятно, что это признание «заслуг» Навального. Проект «Навальный» удался: помогли и «болотные сетевые хомячки» и сами власти.
«Разрыв шаблона» - так это называется на сетевом наречии, вроде бы. Неутомимый борец с коррупцией, блогер Алексей Навальный войдет в совет директоров «Аэрофлота». То есть компании с государственным участием.
Не сам, конечно, войдет, а от крупного акционера компании, банкира Александра Лебедева. «Либеральное фрондерство» Лебедева общеизвестно. Тут тебе и неравная борьба за пост мэра Москвы с Юрием Лужковым при поддержке полумаргинальной «Родины», и издание впоследствии антилужковской газеты «Московский корреспондент», и спонсорство либеральной «Новой газеты». Да и тому же Навальному Лебедев уже обещал помогать.
С другой стороны, перед нами — банкир, не скрывающий шпионского чекистского прошлого (Лебедев чуть ли не резидентом в Лондоне работал), намеревавшийся вступить в путинский «народный фронт». Акционер «Аэрофлота», опять таки — госкомпании, мягко говоря, знаковой для путинской России. Там и битва с Березовским, и Шереметьево, и планирующаяся приватизация — да много чего.
Все-таки Лебедев не смоубийца, стало быть и решение где-то согласовал. Где-то довольно высоко.
В этом государстве, конечно, много всяких интересов, но представить себе, чтобы власть (ну не самовольничают же ее агенты) и тем более условный Путин позволили человеку, чей лозунг «жулики и воры — пять минут на сборы», занять важный пост в контролируемой государством компании довольно проблематично. Навальный долго на телеэкране был персоной нон-грата, а тут его допускают к какому-никакому, но управлению значимым активом.
Нет, не исключен, естественно, своеобразный «черный юмор» от власть предержащих. Дескать, он нас критикует, пусть сам замажется в наших делах. Иначе получается какая-то вселенская глупость: назначить на статусный пост откровенного недоброжелателя. Своими руками назначить.
Опять-таки возможен вариант закулисных переговоров, но предположить, что мы имеем дело со сговором оппозиционера и властей сложно: во-первых, мелко так продаваться, во-вторых, Навальному, скорее, стоило бы предложить политическую должность.
Пытались не замечать — не вышло. Давить на него — со всякими уголовными делами и прочими посадками/автозаками — выходило только хуже. Замалчивание, издевательство, попытки маргинализации, поиск компромата — все это ничего не дало. Обычно приносит результат, а тут нет. Даже электронную почту взламывали. Но и там нашлось три с половиной сообщения, которые всерьез в вину не поставишь и репутацию не уничтожишь.
Самораскрутка Навального — один из немногих удачных примеров такого рода в российской пратике. Стать символом моральной чистоты и политической честности — такое, пожалуй, прежде только Путину с Ельциным удавалось. Да и то, даже Путин не добился такого «тефлонового» эффекта, чтобы вообще ничего плохого не липло.
Тут есть еще один важный момент. Никакой такой неразрушаемой репутации у Навального бы не было без двух групп поддержки. Первая и наиболее важная — это его поклонники». «Сетевые хомячки Навального» - это же почти устойчивое выражение. И хомяк, что расправил плечи, - это они. Не было бы ста тысяч на площадях и Навальный сидел бы не в совете директоров «Аэрофлота», а у следователя на допросе по делу «Кировлеса».
Вторая «группа поддержки» - это сама власть, усиленно в последние годы работавшая медийную капитализацию Алексея Навального. Заводя то же дело «Кировлеса» или взламывая почту блогера, «маленькие помощники власти» давали Навальному больше, чем перечислявшие на его интернет-кошелек граждане.
Самое интересное, что «Аэрофлот», по всей видимости, на репутации Навального слабо скажется, что бы себе кто в разных кабинетах что не воображал. А вот виртуальную медаль «За победу над ПжиВ» какой-нибудь четвертой степени Алексей себе может прикрепить. С чем и стоит его поздравить.