будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна

Льготы – только чиновникам

В завершение весенней (демисезонной) сессии IV Государственной Думы мы публикуем интервью с одним их немногих независимых депутатов Владимиром Рыжковым о законодательных итогах, планах на будущее и социальной сущности нынешнего российского парламента. Беседовала Юлия Фабрицкая.

Какие самые важные законы удалось принять в эту сессию? Что за политика стоит за таким законодательным планом? В чем функция Думы на современном этапе?

Вот эта весенняя сессия характеризовалась двумя особенностями: первая – в том, что до отставки правительства Касьянова и назначения правительства Фрадкова Дума занималась в основном расчисткой старых завалов, т.е. в массовом порядке отклоняла многие депутатские законопроекты, которые были внесены еще в прошлые годы и не имели никаких шансов быть принятыми.

У меня нет точной цифры, но так, навскидку, около 200 законов были отклонены в рамках процедуры расчистки завалов. А вторая особенность весенней сессии и в целом IV Думы заключается в том, что практически монополистом на повестку дня является президент и правительство. Депутатские законопроекты практически исчезли, и Дума рассматривает только то, что вносит исполнительная власть в лице президента и правительства, т.е. Дума как инициатор законопроекта практически перестала существовать.

Дума, собственно, и приняла то, что внесла исполнительная власть. Эти законопроекты хорошо известны: это, во-первых, поправки в налоговое законодательство, в частности очередное повышение налогов на нефтяников, это снижение ЕСН на 10 процентов, принятые вчера в первом чтении изменения в Налоговый кодекс, связанные с «реформой Козака».

Во-вторых, это жилищная реформа: новый Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, которые приняли в первом чтении. Потом это большой пакет законов, направленный на развитие жилищной ипотеки – в субботу будет приниматься окончательно во втором и третьем чтении.

В-четвертых, это грандиозная социальная реформа, получившая название «монетизации льгот», но на самом деле там предмет гораздо шире. Там и разрушение единой системы заработной платы бюджетников, и пересмотр политики по отношению к Северу, и пересмотр политики по отношению к селу, чернобыльцам, ветеранам и т.д.

Что еще важного? Да, очень важный закон вчера был принят во втором-третьем чтении – это закон о гражданской службе, где федеральным чиновникам даются беспрецедентные гарантии, в том числе им сохраняется спецтранспорт, спецполиклиники, спецбольницы, они получают право на бесплатное жилье, в то время как Жилищный кодекс для остальных граждан это право ликвидировал. Гарантии чиновничеству приняты с подачи президента.

Был принят ряд важных международных решений, среди которых самым важным, на мой взгляд, была ратификация договора о границе с Украиной и разграничение Азовского моря – знаменитая история с Тузлой нашла свое разрешение в двух договорах с Украиной. Мы ратифицировали границу с Украиной, ратифицировали договор о Керченском проливе. Вот, пожалуй, самое важное.

А как сейчас происходит работа с правительственными законопроектами? Как часто депутаты вносят поправки, и как к этой деятельности относится правительство?

Инициатива депутатов в условиях монополии «Единой России» сведена практически к минимуму. Правительственные законопроекты принимаются в рекордно короткие сроки, причем часто даже нарушается регламент, не выдерживается месячный срок по предметам совместного ведения субъектами - именно так было с Жилищным кодексом. Жилищное законодательство – это предмет совместного ведения с субъектами, и по конституции требуется месяц для того, чтобы субъекты успели дать свои замечания. В данном случае месяц не был выдержан, и весь пакет был принят с нарушением этого срока. Так что сейчас фактически депутаты имеют минимум возможности для корректировки законопроектов правительства.

А в какой-то мере осталась процедура согласования, лоббистская деятельность?

Лоббизм фактически умер. Если вы имеете в виду лоббизм каких-то компаний, корпораций, отраслей, то он сведен практически к минимуму. Иногда он прослеживается: буквально на днях в очередной раз было отложено решение о запрете рекламы пива на телевидении, и за этим, конечно, стоит огромное пивное лобби. Но оно отложено всего на три недели, и нет сомнений, что это решение будет принято. Прослеживались лоббистские тенденции по табаку, когда принимали акцизы на табак.

Но по крупным вопросам, например, налоги на нефтянку, на газовую отрасль, централизация доходов в центре в ущерб регионам – ни газовики, ни нефтяники, ни регионы ничего не могут сделать. Т.е. их интересы ущемляются, но никаких серьезных попыток остановить этот процесс я не прослеживаю.

Так что лоббизм в нынешней Думе со стороны регионов и корпораций сведен почти к нулю, и единственная сила, которая успешно лоббирует свои интересы – это федеральное чиновничество. Вот эти люди добиваются всего, чего хотят. Последний пример: буквально вчера Дума проголосовала за возврат контроля за сделками граждан. Если вы покупаете или продаете квартиру или землю – теперь риэлторы, банки, фонды будут на вас стучать в обязательном порядке.

Естественно все это подается как борьба с терроризмом и отмыванием преступных доходов, но на самом деле за этим стоят конкретные интересы спецслужб, которые хотят контролировать частную жизнь каждого гражданина. Такой лоббизм процветает и можно привести десятки примеров, когда федеральные ведомства легко проводят через Думу свои корпоративные интересы.

Вот вы упомянули о регионах. А насколько депутаты-мажоритарщики связаны с регионами и как это отражается на их деятельности?

Безусловно мажоритарщики больше ориентированы на своего избирателя – это показало даже голосование по социальному пакету, когда 22 члена «Единой России» либо проголосовали против, либо воздержались, либо не приняли участия в голосовании. Все они были одномандатными депутатами. Это четко доказывает, что депутаты-одномандатники больше следуют интересам своих избирателей, чем те, кто избран по партийным спискам. Это совершенно очевидно.

Если, как вы говорите, Госдума престала быть своего рода договорным клубом, то где сегодня в стране есть место, где согласуются интересы различных групп и элит?

Фактически осталось два таких места: это Кремль и Белый Дом. Как в старое советское время или старое царское время, парламент не выполняет функцию согласования интересов, хотя это его главная роль в любом демократическом обществе. Все опять свелось к подковерной борьбе в чиновничьих кабинетах. Это очень печально, потому что это увеличивает коррупцию в нашей стране.

Коррупция по многим независимым индексам у нас в России продолжает расти. Это опять сводит политику к борьбе ведомств, борьбе чиновников – за это несет ответственность, конечно, парламент. Думское большинство само отдало инициативу, само расписалось в своем бессилии, само подчинилось чиновникам, и главная ответственность за это лежит на депутатах «Единой России». Если бы они вели себя более самостоятельно, то картина была бы иной.

Понятен ли сейчас законодательный план на следующую сессию? И что, по вашему мнению, важно и нужно успеть принять до конца года?

План достаточно понятен: посмотрите на послание президента, посмотрите программу работы правительства – это и есть законодательный план Думы. Дума сейчас – это зеркало администрации и Белого Дома. То есть в ней просто отражается то, что планирует законодательная власть, так что уже сейчас ясно, что мы будем заниматься разграничением полномочий, отражением этого разграничения в бюджете на 2005 год, мы будем заниматься реформами образования, здравоохранения и так далее, «далее по тексту».

Были ли случаи, чтобы чьими-либо политическими усилиями, может быть, депутатов-мажоритарщиков или других сил, менялась повестка и приоритеты работы?

Мы стараемся, конечно, предпринимать такие усилия. Вот буквально на днях группа независимых депутатов внесла около 200 поправок в Жилищный кодекс. Сейчас мы готовим порядка 200 поправок в этот социальный пакет, практически по всем темам, которые там затронуты. В какой-то степени жизнь в Думе остается, и путем публичных обсуждений, путем поправок мы пытаемся на что-то влиять. Но надо быть честным перед собой: при такой структуре в Думе, где большинство у «Единой России», которая безропотно подчиняется чиновникам, конечно, очень трудно навязать свою повестку дня и свои решения.

Тогда как вы оцените эффективность работы Думы по сравнению с предыдущей?

Я считаю, что работа нынешней Думы гораздо менее эффективна, чем прошлой. Потому что эффективность Думы – это ее способность скорректировать и сбалансировать предложения исполнительной власти. Сегодня эта эффективность очень низка.

И как это отражается на принятых законах?

Очень много допускается ошибок. Вы увидите, что в социальном пакете -огромные системные ошибки, которые Дума не исправила. То же самое можно говорить и о налоговой реформе, и о разграничении полномочий. Чиновники навязывают Думе свою точку зрения и, в результате, Дума подчиняется им, и в итоге, государством допускаются очень серьезные ошибки.

Дума должна быть не зеркалом, а фильтром. Она должна быть отделом технического контроля, она должна корректировать предложения власти, а она их сегодня почти всегда некритически одобряет.

Надо же все воспринимать критически и вносить корректировки в любые предложения исполнительной власти, слушая при этом голос профсоюзов, голос регионов, голос бизнеса, голос своих избирателей – тогда Дума будет эффективной. А если Дума штампует решения, то она не выполняет своей миссии.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).