Владимир Путин пригласил прибывшего в Москву президента Белоруссии Александра Лукашенко на совместный обед без участия делегаций двух стран. «Я предлагаю такой порядок: мы послушаем, как наши коллеги работали, потом дадим возможность делегациям еще пообщаться, а я хочу потом вас еще отдельно пригласить на обед рабочий, предновогодний», — сказал Путин.
Говоря о том, как складываются в последнее время отношения двух стран, президент России заявил, что у Москвы и Минска «есть все основания быть довольными», так как товарооборот между странами растет и отношения «весьма успешно» развиваются сразу по целому ряду направлений. «Это и промышленность, и сельское хозяйство, и все это на подъеме», — отметил он.
Путин также рассказал, что его не удивляет, что при таком большом объеме взаимодействия, которое существует между Россией и Белоруссией, «возникают вопросы». «Они лежат, как правило, у нас в сфере энергетики», — отметил глава государства. «Я сегодня предлагаю, даже если не делать какие-то окончательные решения, все-таки мы с вами договаривались, вместе послушать стороны. Ну, а если договоримся, будет совсем хорошо», — резюмировал он.
Лукашенко в ответ согласился, что Москва и Минск «действительно могут договориться» по всем проблемным вопросам. По его словам, часто эти разногласия становятся следствием каких-то глобальных процессов. «Мы вовлечены в глобальный процесс, поэтому проблемы, которые складываются в мировой торговле, экономике, политике, военных вопросах, так или иначе касаются нас», — сказал президент Белоруссии. «Хотелось бы, конечно, чтобы мы решили эти вопросы и в новый год не тащили старые проблемы», — добавил он.
Напомним, в последнее время главные споры между Москвой и Минском идут вокруг налогового маневра в России. Его смысл в том, чтобы перенести налоговое бремя с экспорта на добычу полезных ископаемых и, в первую очередь, нефти. В теории это не должно заметно сказаться на ценах внутри России, во всяком случае если удастся действительно не увеличивать налоговое бремя. Но Белоруссия ранее закупала российские нефть и газ по низкой цене за счет того, что скидка была «зашита» в ставку экспортной пошлины для этой страны. Дешевая российская нефть перерабатывается на двух белорусских НПЗ и, отчасти, продается в Европу — таким образом с согласия Москвы существовала «дырка» в таможенной границе страны. Перенос с 2019 года налогового бремени на добычу полезных ископаемых разрушает эту схему, что и служит причиной новых напряженных переговоров между Москвой и Минском.
Белорусские власти давали разные оценки потерь от налогового маневра, в том числе звучала цифра 11 млрд долларов за 6 лет — учитывались в том числе и потери от сокращения производства на двух НПЗ.
В начале декабря, во время саммита Евразийского экономического союза в Санкт-Петербурге президенты России и Белоруссии поспорили о ценах на газ для белорусских потребителей. Лукашенко тогда пожаловался на невозможность конкурировать с Россией из-за того, что для белорусских потребителей газ стоит $130 за 1 тысячу куб. м, в то время как для россиян в соседней Смоленской области — $70. В ответ на это Путин возразил, что если бы Россия поставляла газ в Белоруссию по рыночным ценам, то Минск бы покупал газ по цене более $200 за 1 тысячу куб. м, а не по $127, а также предложил продолжить эту дискуссию в закрытом режиме. После этого Кремль сообщил, что лидеры двух стран договорились провести встречу до Нового года для обсуждения спорных вопросов по двусторонним отношениям.
24 декабря Александр Лукашенко даже заявил, что больше не будет называть Россию братским государством, так как отношения двух стран стали восприниматься по-другому. В Минске на совещании о сотрудничестве с Россией Лукашенко заявил: «Я уже не говорю братским государством, потому что, как меня информируют, в России это не воспринимается. Якобы пришли новые люди, которым это понятие неприемлемо. Что же, будем партнерами».
Уже сегодня утром первый вице-премьер Антон Силуанов также нелестно высказался о белорусской политике. «Мы говорим: подождите. Нельзя односторонние выгоды иметь. Мы говорим: вы наш сосед, наш союзник по договору <…> Все эти растворители были? Были. Санкционка идет? Идет. Подакцизные товары — сигареты самых низких сортов, наши рынки заполняете? Заполняете. Поэтому мы говорим: наш внутренний налоговый маневр — это наше дело внутреннее», — сказал Силуанов.