будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Нуреев Булат

Ликбез для министра

Ликбез для министра
98_02

Эта колонка посвящена вреду "эконом-либерализма". А также "технократизма". А также любого "изма", который верит в "невидимую руку рынка", и в прочие схемы. Особенно в жизненно важных для страны отраслях. Например, в образовании. Эта колонка направлена против экс-министра образования, первого замминистра образования и науки Владимира Филиппова. Против его вредных представлений, которые начала утверждать и реализовывать наша новая Государственная Дума.  226-ю голосами против 94-х. При одном воздержавшемся.

26 марта Дума приняла в первом чтении поправки в федеральный закон "Об образовании". Смысл этой законотворческой активности прост: сейчас, в силу 41-й статьи этого закона, государственный вуз или техникум (колледж) не может позволить, чтобы коммерческие студенты на ряде престижных специальностей составляли более 50% от общего числа учащихся. И вынужден клянчить в соответствующих инстанциях дополнительные бюджетные места, чтобы пропорционально увеличить число платных студентов. В то время как негосударственные вузы таких ограничений не имеют и охотно забирают себе все, что может заплатить за "образовательную услугу".

Это несправедливо, считает Государственная Дума. Предполагается снять ограничения и уравнять в правах государственные и негосударственные учебные заведения. Что вполне соответствует заявлению замминистра образования от 19 марта о том, что грань между частными и государственными вузами будет постепенно стираться. При этом частные вузы смогут получать деньги на обучение студентов-бюджетников (вроде как уже готовятся соответствующие поправки в Бюджетный кодекс), бюджетные же места в государственных вузах будут сокращаться.

Это, по мнению господина Филиппова, приведет к тому, что через два-три года значительно усилится конкуренция государственных и частных вузов. Борясь за право обучать студентов за государственный счет, "вузы повысят качество образования и расширят спектр предоставляемых услуг". А вузы, не выдержавшие конкуренции, будут вынуждены закрыться.

В общем, концепция ясна: государство - ночной сторож при отдельном секторе экономики услуг, растущей в условиях равной конкуренции различных игроков. Я тут даже не беру разговоры о том, кому будут принадлежать частные вузы, в которые пойдет госзаказ. Я хочу разобрать чистый случай: допустим, они не будут принадлежать лицам, хоть сколько-нибудь связанным с чиновниками министерства образования и науки. Допустим, это будет действительно равная конкуренция. Каким образом она решит следующие проблемы.

Номенклатура специальностей, на которые планируется снять ограничения, выглядит так: "юриспруденция", "экономика", "менеджмент", "государственное и муниципальное управление". Эти специальности (по опыту исследований, в которых я принимал участие) особенно популярны в районных центрах, где в последние годы бурно расплодились многочисленные филиалы региональных университетов. В результате российская провинция неуклонно прирастает дипломированными, но при этом неквалифицированными людьми с повышенными социальными ожиданиями. С дипломом юриста или экономиста на неквалифицированную рабочую должность за небольшую зарплату не пойдешь, а высоко котируемой рабочей специальности у этих выпускников нет. Экономика сервиса, которая в других странах обычно всасывает людей с высшим образованием, не нашедших работу по специальности, в провинции развита недостаточно.

Послешкольное образование - хорошее убежище от армии для мужеского пола. Оно может быть и неплохо в логике наименьшего зла - лучше проходить социализацию, ничего не делая 5 лет в захудалом вузе, чем 2 года делая черт-знает-что в сегодняшней армии. Человеческого в человеке останется больше, но в ситуации, когда требуется модернизация экономики и мобилизация трудового ресурса, праздным молодым людям могло бы быть найдено лучшее применение.

Нищенский уровень зарплаты преподавателей и необходимость брать на себя дополнительные часы преподавания ведет к тому, что преподаватель перестает воспроизводиться как субстрат системы образования. Банальная нехватка времени на чтение по специальности и академическую работу во многом порождает деградацию сферы, за которой всегда стоит деградация людей, которые ее должны воспроизводить.

В образовании, главным образом - гуманитарном, экономическом, юридическом как наиболее востребованном на рынке ("образовательных услуг", а не труда) царит запредельный уровень коррупции. Все это чревато неприятными социальными последствиями, так как образование перестает работать как "лифт" из низов в высшие социальные классы. Рано или поздно это может обернуться неожиданной активностью "низов", которые низами быть не хотят. Как говорил киногерой Никиты Михалкова: "Вот вы, сытые, обутые, Антантой поддержанные, а я вас гнал и гнал, гнал и гнал..."

Россия исторически заимствовала прусскую модель образования, воспитывающую чиновника. Чиновника во всех областях с ключевыми его компетенциями: послушанием, умением работать с бумагами, писать бумаги, анализировать бумагу, руководить, планировать, оставаясь в заданном вертикальном векторе. России с ее имперской, а затем - советской властью подошла именно эта система. Если у нас теперь иные принципы государственного устройства, трансформируем ли мы эту систему в англо-саксонскую, предполагающую свободу выбора самого ученика?

Все эти вопросы не решить за счет организации правил игры на рынке "образовательных услуг". Потому что образование по большому счету не услуга, а цивилизационный императив, как обращенный к личности, так и являющийся предметом заботы и устройства государства. Действуя в логике рынка услуг вы разовьете только надувательство, замешанное на коррупции, прикрывающиееся названиями наиболее популярных услуг в сфере около образования. Как-то: покупка корочки с надписью "менеджмент", откос от армии и т.п. 

А если вы хотите именно образование в нашей стране, а не просто рынок каких-то услуг, то в условиях дефицита всевозможных ресурсов придется определить на что их хватит, а от чего придется и отказаться. В России сейчас порядка 600 государственных вузов (не считая медицинских и военных). Зачем столько, если их все равно не удается воспроизводить как образовательные учреждения? Не легче ли сконцентрировать все имеющиеся ресурсы: финансовые, интеллектуальные, антикоррупционные - на нескольких ведущих. И там за счет их избытка обеспечить и воспроизводство университетской науки, и реализацию идеи социального равенства (учатся бесплатно действительно лучшие), и нормотворчество (передовые вузы должны задавать образовательные стандарты для второго эшелона, сами располагая достаточной свободой по отношению к этим стандартам; стандарты всегда фиксируют вчерашний день). А остальные учебные заведения отдать на финансирование за счет средств населения, бизнеса и региональных властей.

Правда, чтобы даже не то, что реализовать что-то похожее, а хотя бы просто помыслить, нужно целому ряду товарищей выбить представления об сфере образования как о сфере услуг. Возможно, имеет смысл выбить их вместе с должностным креслом. 

Нуреев Булат
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).