Мэрия Москвы, так сложилось, неохотно комментирует свои неудачи — напротив, даже, казалось бы, провальные ситуации подаются как успех. Тем важнее интервью вице-мэра Максима Ликсутова «Коммерсанту», в котором ответственный за транспортную политику столичного правительства рассказал о том, что произошло с МЦД и почему запуск движения на первых двух диаметрах не воспринимается москвичами как нечто однозначно позитивное.
Напомним, запуск МЦД был связан со многими проблемами. Во-первых, выяснилось, что многие пассажиры просто не понимают что происходит: информирование было поставлено из рук вон плохо: было непонятно какая электричка куда ходит, сколько и за что платить, почему некоторые составы короткие, а некоторые — длинные и т. д. Во-вторых, оказалось, что система продажи билетов банально неготова. Льготники не могли нормально получить бесплатный проезд, те, кто записывал проездной на «Тройку» зачастую сталкивались с блокированием других записанных на нее проездных. В-третьих, москвичи об этом еще не скоро забудут, в день смены расписания от Белорусского вокзала до Филей и обратно был приглашен прокатиться на новом поезде «Иволга» Владимир Путин, из-за чего было остановлено движение на всем направлении, а одна электричка с «простыми» пассажирами вовсе была остановлена между станциями.
В результате создается впечатления, что проект введения МЦД чуть ли не провалился, хотя, если посмотреть объективно, ничего страшного не произошло: да, расписание не всегда четко исполняется, но электрички и до этого иногда опаздывали отнюдь не по вине перевозчика.
Максим Ликсутов для начала сказал очевидное: за сбои придется платить ЦППК, то есть частному перевозчику, а не мэрии. Комментируя проблемы с оплатой проезда картой «Тройка», Ликсутов отметил, что это — «зона ответственности пригородного перевозчика». Именно ЦППК не обеспечила «ту стабильность, которую мы привыкли видеть в метро, когда миллионы пассажиров ежедневно проходят и все срабатывает в течение миллисекунд».
«Перевозчик должен обеспечить определенное качество и надежность работы, это прописано в соглашении, которое было заключено еще два года назад. Соответственно, если что-то работает не так, то компания несет полную ответственность. Бесплатный проезд — это ответственность АО ЦППК перед пассажирами за нестабильность работы части турникетов. У нас очень строгие требования к таким вещам», — добавил Ликсутов.
В ЦППК не уточнили размер ожидаемых потерь, хотя их нетрудно посчитать. Ликсутов говорил о пассажиропотоке 450 тысяч человек в рабочий день, фактический пассажиропоток в первые дни работы превышал 500 тысяч. В выходные он ниже: в субботу 23 ноября по двум диаметрам провезли 279 тысяч человек, в воскресенье — 258 тысяч, но с учетом роста составности можно ожидать, что далее он несколько увеличится. Если предположить, что все поездки проходили по тарифу «пригород» (45 рублей за поездку), то суточный недополученный доход ЦППК составит 20,2–22,5 млн рублей в будни и около 13,5 млн в выходные. Таким образом, за две недели ЦППК недосчитается 255–280 млн рублей.
В целом жи Ликсутов считает, что в первый день запуска было две проблемы: первая — неинформированность людей, а вторая — технические накладки. В частности, давку, которая происходила в «Иволгах» в Подольске, Ликсутов объяснил не тем, что это были короткие шестивагонные поезда вместо привычных одиннадцативагонных, а непониманием пассажирами как работает система. По словам Ликсутова, у людей сложилось впечатление, что только новые ярко раскрашенные «Иволги» являются составами МЦД, в то время как остальные к МЦД не относятся, поэтому они садились в «Иволги», а другие поезда пропускали. Это выяснилось во время опроса в тот же день, добавил он.
На вопрос о том, можно ли было запустить МЦД на месяц позже, Ликсутов ответил, что можно было запустить и на год позже. «И поверьте, — добавил он, — эффект первого дня все равно бы остался: кому-то некомфортно, кто-то вовремя не узнал, безусловно, всплыли бы технические вопросы и нужно все это постоянно менять и донастраивать».
Говоря о запуске следующих диаметров, Ликсутов сказал, что сегодняшние проблемы только приблизят их запуск — потому что теперь есть «что посмотреть и детально проанализировать».