Российский истребитель Су-27, разбившийся на территории Литвы, был технически исправен, но его подготовка к полету была проведена в спешке и в нарушение установленной очередности работ, что могло отразиться на точности работы навигационного оборудования. Данных, которые подтверждали бы версию о провокации против Литвы и НАТО со стороны России, не обнаружено. К такому выводу пришла литовская межведомственная комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы.
Комиссия пришла к выводу, что "находящиеся в Калининградской области службы Балтфлота, которые должны были следить за полетом самолета и обеспечить его безопасную посадку на одном из аэродромов Калининградской области РФ, работали халатно или недостаточно хорошо: наземные структуры не смогли контролировать ситуацию в воздухе". Литовские эксперты установили, что "несанкционированное вторжение самолета, пилотируемого майором Валерием Трояновым, в воздушное пространство Литвы и авария на ее территории были вызваны совокупностью организационных, технических и человеческих факторов".
Что касается Валерия Троянова, то решено, что во время полета он "допустил ошибки при использовании навигационного оборудования, не полностью использовав его возможности для обнаружения места нахождения своего самолета". "Это могло произойти потому, что, несмотря на достаточную квалификацию, майор Валерий Троянов в последнее время мало летал", - говорится в отчете о результатах расследования. Так что теперь, поскольку версия шпионажа или злого умысла отпала, есть вероятность, что российский летчик скоро вернется на родину.
Между тем главнокомандующий литовской армией Валдас Туткус заявляет, что выводы комиссии по расследованию катастрофы Су-27 не будут обнародованы в полном объеме. По его словам, гриф "секретно" лежит на выводах комиссии, касающихся недостатков системы ПВО Литвы. Как выяснилось, эксперты выявили около 20 таких недостатков.
Появились новые данные о системе "свой-чужой" с разбившегося истребителя. Министерство обороны Литвы официально подтвердило, что литовская сторона все-таки заполучила эту систему.
"Мы нашли все основные узлы самолета и уже в первый день, приехав на место падения самолета, нашли систему "свой-чужой", и в настоящее время она находится под охраной", - сказал во вторник вечером в программе "Панорама" Литовского ТВ глава межведомственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас. При этом он не ответил на вопрос, действует ли система и доступны ли ее коды военным Литвы и НАТО. "Это не было объектом расследования возглавляемой мной комиссии", - сказал Вайкшнорас, добавив, что решение о системе, по всей видимости, будет принимать прокуратура.
Глава комиссии также сказал, что не получал от НАТО просьбу предоставить информацию о системе "свой-чужой", которой обладает Литва.
Между тем российская сторона вскоре после падения самолета 15 сентября заявила, что система "свой-чужой" не могла попасть в руки натовским военным. Российские военные уверены, что коды "свой-чужой" не могли попасть к натовским военным, поскольку вся секретная информация на самолете стирается при катапультировании пилота или при столкновении самолета с землей.
Основные узлы и детали упавшего истребителя вывезут в Калининградскую область, откуда военно-транспортным самолетом их доставят в расположение 6-й армии ВВС и ПВО в Ленинградскую область для детального изучения причин аварии.