будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Локомотив Чубайса

РАО «ЕЭС» представило на всеобщее рассмотрение инвестиционную программу, которая выглядит очень и очень впечатляющее – хотя бы потому, что за последние 15 лет в нашей стране никто ничего подобного не делал. Мы все уже как-то немного подзабыли советские пятилетки и разного рода «Основные направления социально-экономического развития страны до ... года», хотя в свое время этими планами и программами была переполнена вся пресса. Но прошло время, и потребность в долговременных экономических программах стала проявляться в полной мере, ответом чему и стала инвестиционная программа РАО «ЕЭС».

Эта программа рассчитана на 2007-2010 годы, с продлением до 10-15 лет. Планируемый объем ввода новых мощностей по производству электроэнергии составляет гигантские по российским масштабам 41 тыс. мегаватт – при том, что установленная мощность всех российских электростанций составляет 219 тыс. МВт. То есть планируется увеличить мощность российской энергосистемы почти на 20%. Правда, итоговое увеличение установленной мощности станций будет, вероятно, несколько ниже, так как какая-то часть старых станций будет выводиться из строя, то есть часть новых мощностей пойдет на замещение выбытия старых.

Ввод мощностей в советские времена тоже был не маленьким. Так, за период 1971-1975 гг. в СССР было введено в действие 58 тыс. МВт, 1976-1980 гг. – 54 тыс. МВт и за период 1981-85 гг. – 51 тыс. МВт. Потом был провал, и вот теперь, после того как растущая российская экономика стала предъявлять дополнительный спрос на электроэнергию, а сам энергохолдинг в своей реформе дошел до инвестиционной стадии, на спрос будет дан ответ созданием новых производственных мощностей.

Появление инвестиционной программы РАО «ЕЭС» – это более чем своевременный шаг, потому что тот резерв энергетических мощностей, который достался России от прошлых времен, стремительно подходит к концу. И если не будет строительства новых станций, то российская экономика замрет на одном месте.

Основные показатели инвестиционной программы РАО, представленные его председателем правления Анатолием Чубайсом, для удобства сведены нами в одну таблицу.

млрд р./ годы
2006
2007
2008
2009
2010
итого
инвестиции – всего:
180
520
754
820
826
3099
в том числе:
 
 
 
 
 
 
расходы на закупку оборудования
41,5
135
185
249
251
890
 энергетического
30
96
146
210
212
695
 электротехнического (ср. год. за 2007-2011 гг.)
11,5
39
39
39
39
195
расходы на стройматериалы
0,6
4,8
4,8
4,8
4,8
19,8
расходы инжиниринговые услуги
13,9
77,2
77,2
77,2
77,2
322,5
 проектно-изыскательские работы
3,9
10,9
10,9
10,9
10,9
47,5
 строительно-монтажные работы
10
66,3
66,3
66,3
66,3
275
Ввод мощностей, МВт
1656
3051
4327
11421
20445
40900

Из приведенных данных видно, что стоимость строительства 1 МВт установленной мощности составляет в среднем 75,5 млн руб., а одного кВт, соответственно, 75,5 тысяч рублей. Однако это данные предварительные, и стоимость в ходе строительства, как это часто бывает, может поменяться. И не только потому, что на мировом рынке цены на материалы, используемые в энергетике и электротехнике, постоянно растут, но и потому, что на внутреннем российском рынке появился новый крупный потребитель этих материалов – РАО «ЕЭС».

Этот потребитель предъявит массовый спрос на черные и цветные металлы, строительные материалы, топливо и услуги рабочей силы. И если с рабочей силой у нас все хорошо, то вот про остальное этого сказать нельзя (кроме, понятное дело, угля). Нам уже приходилось недавно писать, что производственные возможности угольщиков серьезно опережают спрос – и внутренний, и внешний, поэтому увеличить добычу им практически ничего не стоит. Но про другие отрасли этого сказать нельзя. Увеличение добычи природного газа требует серьезных капитальный затрат, да и кроме газа энергетики собираются увеличить спрос на алюминий, никель и медь, а это тоже очень затратные производства. Также в дефиците у нас цемент, который с энергией пылесоса поглощается жилищным, офисным и торговым строительством. И хватит ли этих ресурсов на инвестиционную программу РАО – большой вопрос. Для его решения понадобятся новые мощности или технологии.

Другой сложностью, которая может возникнуть при реализации этой программы, является намечаемый сдвиг в структуре потребления топлива. Сдвиг этот, к сожалению, делается не в лучшую сторону, а именно – высокотехнологичный и относительно дешевый природный газ мы вынуждены замещать нетехнологичным и дорогим углем. Такая замена проводится отнюдь не по инициативе РАО – это вынужденный шаг, осуществляемый под традиционную «песню о безопасности», которая позволит концерну «Газпром» высвободить дополнительные объемы добываемого газа для экспорта, посадив российские электростанции на «угольный паек» и существенно повысив стоимость электроэнергии для российских потребителей.

Тяжесть угольного крена мы еще почувствуем, так как РАО «ЕЭС» вынуждено перекраивать структуру потребления топливных ресурсов, доводя долю угля с нынешних 27% до 37% в 2015 году и уменьшая долю природного газа с 69% до 60%. Это приведет, естественно, к росту затрат на производство электроэнергии и, вероятнее всего, к вынужденному повышению тарифа для конечных потребителей, за которым может последовать снижение спроса на электро- и теплоэнергию.

И еще один момент, который является существенным при анализе данной инвестпрограммы. Современные мощности российского энергетического машиностроения позволяют выпускать оборудования и, соответственно, строить электростанций общей мощностью 8 тыс. МВт в год. Этого, в принципе, достаточно, чтобы выполнить инвестиционную программу если не за четыре, то за пять лет точно. Но сейчас мощности российских заводов загружены экспортными заказами, и поэтому возможностей для выполнения большого внутреннего заказа у них не слишком много.

По расчетам РАО «ЕЭС», чтобы одновременно работать и на внешний, и на внутренний рынок, требуется удвоение производственных мощностей энергетического машиностроения. Кроме того, структура выпуска энергетической продукции не во всем соответствует новейшим требованиям техники и технологии, поэтому необходимо обновление ассортимента производимой продукции.

Таким образом, первичные инвестиции – строительство новых электростанций – дополняется вторичными инвестициями – расширением мощностей по выпуску энергетического оборудования. Эти инвестиции – вещь дорогостоящая и длительная, поэтому сроки и стоимость основной инвестпрограммы могут быть скорректированы вследствие отставания в производстве энергетического оборудования. Зато в результате ее выполнения есть надежда существенно обновить энергомашиностроительную отрасль, что позволит ей впоследствии еще более эффективно выходить на внешние рынки.

Отчасти аналогичный эффект инвестпрограммы энергохолдинга почувствуют на себе, как мы увидели, и многие другие отрасли отечественной промышленности. Так, нужды развивающейся экономики подтолкнули к разработке и осуществлению программы, которая и сама по себе станет для этой экономики масштабным проектом, провоцирующим дальнейшее развитие.

См. также:

  • Гриценко. Инвестиции в энергетику: задачи для государства
  • Гриценко. Мнимые цели для бизнеса
  • Гриценко. Цена энергокризиса
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).