РАО «ЕЭС» представило на всеобщее рассмотрение инвестиционную программу, которая выглядит очень и очень впечатляющее – хотя бы потому, что за последние 15 лет в нашей стране никто ничего подобного не делал. Мы все уже как-то немного подзабыли советские пятилетки и разного рода «Основные направления социально-экономического развития страны до ... года», хотя в свое время этими планами и программами была переполнена вся пресса. Но прошло время, и потребность в долговременных экономических программах стала проявляться в полной мере, ответом чему и стала инвестиционная программа РАО «ЕЭС».
Эта программа рассчитана на 2007-2010 годы, с продлением до 10-15 лет. Планируемый объем ввода новых мощностей по производству электроэнергии составляет гигантские по российским масштабам 41 тыс. мегаватт – при том, что установленная мощность всех российских электростанций составляет 219 тыс. МВт. То есть планируется увеличить мощность российской энергосистемы почти на 20%. Правда, итоговое увеличение установленной мощности станций будет, вероятно, несколько ниже, так как какая-то часть старых станций будет выводиться из строя, то есть часть новых мощностей пойдет на замещение выбытия старых.
Ввод мощностей в советские времена тоже был не маленьким. Так, за период 1971-1975 гг. в СССР было введено в действие 58 тыс. МВт, 1976-1980 гг. – 54 тыс. МВт и за период 1981-85 гг. – 51 тыс. МВт. Потом был провал, и вот теперь, после того как растущая российская экономика стала предъявлять дополнительный спрос на электроэнергию, а сам энергохолдинг в своей реформе дошел до инвестиционной стадии, на спрос будет дан ответ созданием новых производственных мощностей.
Появление инвестиционной программы РАО «ЕЭС» – это более чем своевременный шаг, потому что тот резерв энергетических мощностей, который достался России от прошлых времен, стремительно подходит к концу. И если не будет строительства новых станций, то российская экономика замрет на одном месте.
Основные показатели инвестиционной программы РАО, представленные его председателем правления Анатолием Чубайсом, для удобства сведены нами в одну таблицу.
млрд р./ годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | итого |
инвестиции – всего: | 180 | 520 | 754 | 820 | 826 | 3099 |
в том числе: | ||||||
расходы на закупку оборудования | 41,5 | 135 | 185 | 249 | 251 | 890 |
энергетического | 30 | 96 | 146 | 210 | 212 | 695 |
электротехнического (ср. год. за 2007-2011 гг.) | 11,5 | 39 | 39 | 39 | 39 | 195 |
расходы на стройматериалы | 0,6 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 19,8 |
расходы инжиниринговые услуги | 13,9 | 77,2 | 77,2 | 77,2 | 77,2 | 322,5 |
проектно-изыскательские работы | 3,9 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 47,5 |
строительно-монтажные работы | 10 | 66,3 | 66,3 | 66,3 | 66,3 | 275 |
Ввод мощностей, МВт | 1656 | 3051 | 4327 | 11421 | 20445 | 40900 |
Из приведенных данных видно, что стоимость строительства 1 МВт установленной мощности составляет в среднем 75,5 млн руб., а одного кВт, соответственно, 75,5 тысяч рублей. Однако это данные предварительные, и стоимость в ходе строительства, как это часто бывает, может поменяться. И не только потому, что на мировом рынке цены на материалы, используемые в энергетике и электротехнике, постоянно растут, но и потому, что на внутреннем российском рынке появился новый крупный потребитель этих материалов – РАО «ЕЭС».
Этот потребитель предъявит массовый спрос на черные и цветные металлы, строительные материалы, топливо и услуги рабочей силы. И если с рабочей силой у нас все хорошо, то вот про остальное этого сказать нельзя (кроме, понятное дело, угля). Нам уже приходилось недавно писать, что производственные возможности угольщиков серьезно опережают спрос – и внутренний, и внешний, поэтому увеличить добычу им практически ничего не стоит. Но про другие отрасли этого сказать нельзя. Увеличение добычи природного газа требует серьезных капитальный затрат, да и кроме газа энергетики собираются увеличить спрос на алюминий, никель и медь, а это тоже очень затратные производства. Также в дефиците у нас цемент, который с энергией пылесоса поглощается жилищным, офисным и торговым строительством. И хватит ли этих ресурсов на инвестиционную программу РАО – большой вопрос. Для его решения понадобятся новые мощности или технологии.
Другой сложностью, которая может возникнуть при реализации этой программы, является намечаемый сдвиг в структуре потребления топлива. Сдвиг этот, к сожалению, делается не в лучшую сторону, а именно – высокотехнологичный и относительно дешевый природный газ мы вынуждены замещать нетехнологичным и дорогим углем. Такая замена проводится отнюдь не по инициативе РАО – это вынужденный шаг, осуществляемый под традиционную «песню о безопасности», которая позволит концерну «Газпром» высвободить дополнительные объемы добываемого газа для экспорта, посадив российские электростанции на «угольный паек» и существенно повысив стоимость электроэнергии для российских потребителей.
Тяжесть угольного крена мы еще почувствуем, так как РАО «ЕЭС» вынуждено перекраивать структуру потребления топливных ресурсов, доводя долю угля с нынешних 27% до 37% в 2015 году и уменьшая долю природного газа с 69% до 60%. Это приведет, естественно, к росту затрат на производство электроэнергии и, вероятнее всего, к вынужденному повышению тарифа для конечных потребителей, за которым может последовать снижение спроса на электро- и теплоэнергию.
И еще один момент, который является существенным при анализе данной инвестпрограммы. Современные мощности российского энергетического машиностроения позволяют выпускать оборудования и, соответственно, строить электростанций общей мощностью 8 тыс. МВт в год. Этого, в принципе, достаточно, чтобы выполнить инвестиционную программу если не за четыре, то за пять лет точно. Но сейчас мощности российских заводов загружены экспортными заказами, и поэтому возможностей для выполнения большого внутреннего заказа у них не слишком много.
По расчетам РАО «ЕЭС», чтобы одновременно работать и на внешний, и на внутренний рынок, требуется удвоение производственных мощностей энергетического машиностроения. Кроме того, структура выпуска энергетической продукции не во всем соответствует новейшим требованиям техники и технологии, поэтому необходимо обновление ассортимента производимой продукции.
Таким образом, первичные инвестиции – строительство новых электростанций – дополняется вторичными инвестициями – расширением мощностей по выпуску энергетического оборудования. Эти инвестиции – вещь дорогостоящая и длительная, поэтому сроки и стоимость основной инвестпрограммы могут быть скорректированы вследствие отставания в производстве энергетического оборудования. Зато в результате ее выполнения есть надежда существенно обновить энергомашиностроительную отрасль, что позволит ей впоследствии еще более эффективно выходить на внешние рынки.
Отчасти аналогичный эффект инвестпрограммы энергохолдинга почувствуют на себе, как мы увидели, и многие другие отрасли отечественной промышленности. Так, нужды развивающейся экономики подтолкнули к разработке и осуществлению программы, которая и сама по себе станет для этой экономики масштабным проектом, провоцирующим дальнейшее развитие.