Реформа подготовки будущих водителей, уже оформленная в виде закона, ожидаемо застопорилась на уровне принятия подзаконных актов. Уже с 5 ноября в России нельзя будет кататься на мотороллере без водительских прав. Проблема заключается в том, что Министерство транспорта хотело оставить в своей юрисдикции только обучение водителей-профессионалов, которые управляют тяжелыми грузовиками или общественным транспортом. Контролирование обучения простых автолюбителей Минтранс рассчитывал «спихнуть» на Министерство образования и науки, которое, в свою очередь, вовсе не хотело иметь никакого отношения ко всей этой истории.
В результате за неделю до вступления закона в силу нет ни одной утвержденной программы подготовки будущих водителей по новым категориям прав.
Федеральное правительство, как пишет «Коммерсантъ», решительно вмешалось в конфликт только в последнюю секунду и подготовило проект постановления, которое отдаст все функции по разработке программ обучения и подготовки водителей — как любителей, так и профессионалов — Министерству образования и науки. Однако чиновники этого ведомства уже гарантировано не успеют разработать и принять соответствующие программы: они просят на разработку и принятие документов, по крайней мере, два месяца.
У Министерства образования и науки, пишет «Коммерсантъ», есть только один шанс ускорить принятие необходимых документов — воспользоваться предложением одного из активных лоббистов реформ, Межрегиональной ассоциации автошкол, которая уже отправила в Министерство свои наработки. Специалисты МАА предлагают обязать всех водителей, вне зависимости от категорий прав, сдавать одинаковый набор материала на знание ПДД, основ безопасного управления и первой помощи.
Далее человек, который собирается получать водительские права, должен будет сдать дополнительный экзамен, содержание которого варьируется в зависимости от категории, на которую он претендует. Таким образом, 16-летний подросток сможет сдать экзамен на управление мотороллером, а затем, в 18 лет, лишь досдать необходимые для управления обычным автомобилем вопросы. Сегодня если гражданин хочет получить новую категорию прав, ему приходится пройти практически все те же самые процедуры, что и при получение водительского удостоверения впервые. Таким образом обучение будет обходиться несколько дешевле.
Также федеральное правительство должно принять постановление о допуске к управлению транспортных средств, а Министерство внутренних дел должно еще принять регламент сдачи экзаменов. Последняя редакция документа предполагает, что при ошибке экзаменуемый должен будет ответить на пять дополнительных вопросов. Сейчас пройти тест намного проще: достаточно правильно ответить на 18 из 20 вопросов.
В ГИБДД уже заговорили о «правовой коллизии»: 5 ноября выезжать на дороги на скутерах без прав будет нельзя, потому что это запрещает закон, но и с правами тоже кататься на скутерах не получится, потому что их просто негде взять. Впрочем, никакой ответственности за езду на мотороллере без прав в Кодексе об административных правонарушениях пока не прописано, поэтому на практике никакие наказания, скорее всего, применяться не будут.
Напомним, принятый весной 2013 года закон ввел новую категорию водительских прав «М» для водителей мопедов и скутеров и обязал владельцев этих транспортных средств их регистрировать. Сейчас на мопеде может спокойно кататься любой достигший 16 лет гражданин, он не обязан ни регистрировать свой мопед в ГАИ, ни получать права для езды.
Кроме того, закон теперь позволяет начинающим автомобилистам сдавать экзамен на умение управлять машиной не только на «механике», но и на машинах с коробкой-автоматом. Но в случае сдачи экзамена на «автомате», управлять водитель будет в праве только автомобилем с АКПП. Теперь водительские права в России будут иметь больше дробных категорий. Например, категория «A» для любых мотоциклов и «A1» для мотоциклов с объемом двигателя менее 125 кубических сантиметров. Для управления трициклами и квадрациклами можно будет получать права с подкатегорией «B1».
Вводятся отдельные категории «Tm» (трамваи) и «Tb» (троллейбусы) и устанавливаются возрастные ограничения на получение права управления ими. Управлять пассажирскими автобусами можно только с 21 года.
Сдавать на права категорий B и C (грузовики до 3,5 тонн) можно будет с семнадцати лет, но получить водительское удостоверение человек сможет только после 18.
Еще одно нововведение в процедуре сдачи экзаменов — отмена экстерна. Сегодня любой желающий может прийти в ГАИ с медицинской справкой и паспортом, сдать экзамен и получить права. Согласно принятому закону, до сдачи экзаменов будут допускаться только «прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку». Фактически это означает, что в ГАИ будут требовать справку о прохождения курса в автошколе, а сами автошколы должны получить лицензию в ГАИ. Автошкола в Петербурге уже начала подготовку автокурсов с направленностью конкретно на Спб.
В итоге ситуация получилась очень неприятно для российских властей. Новый закон был принят еще весной, у аппарата правительства, Министерства образования и науки, Министерства транспорта и Министерства внутренних дел было полгода на согласование всех деталей реформы. Однако в ходе сражений за перекладывание ответственности прошли все мыслимые сроки подготовки документов.