будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Страна

Махачкалинский колорит

Махачкалинский колорит
port600-450
Махачкалинский международный морской торговый порт

«Махачкалинский морской торговый порт» («ММТП») – основной транспортный узел страны на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов – оказался  в центре скандала, урегулировать который, по мнению экспертов, могут теперь уже только федеральные власти. Руководитель Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов выступил против их решения о назначении нового директора порта.

В мае Федеральное агентство морского и речного транспорта («Росморречфлот»),  управляющее портом, приняло решение не продлевать контракт Ахмеда Гаджиева, занимавшего должность директора «ММТП». Вместо него агентство назначило Андрея Гормаха, выходца из МВД и ФСКН, ранее работавшего в структурах «Транснефти». Вскоре после этого в порту начались митинги, на которых выражалось недовольство сменой руководства и которые едва не закончились вооруженным столкновением.

По информации дагестанского сайта «Годекан», кульминацией событий стало подкрепленное фотографиями сообщение о том, что в порту начали раздавать оружие. Как подтвердил политический обозреватель газеты «Свободная республика» Эдуард Уразаев, «На снимках с митинга действительно были видны люди с оружием, один даже нес два автомата». Правда, эксперты считают, что работников порта на митинги, вероятнее всего, вывела администрация «ММТП».

Как сообщили республиканские СМИ, глава республики Рамазан Абдулатипов направил в правительство ходатайство с просьбой сохранить на посту гендиректора «ММТП» Ахмеда Гаджиева.  «Всех наблюдателей внутри Республики удивило, что Абдулатипов пошел на такие риски – идти вразрез с решением федерального ведомства», – подчеркнул Эдуард Уразаев.

Эксперты предполагают, что мотивом для этого поступка главы республики мог быть личный интерес. «Ну, очевидно, Абдулатипова кто-то очень сильно попросил, чтобы он этому (смене руководства) помешал… Абдулатипов порой вообще ведет себя вызывающе. Я считаю, что он, конечно, не должен был в это дело вмешиваться, это не его прерогатива. Почему он это сделал, мне трудно сказать. Возможно, у него есть какой-то интерес», – такое мнение высказал член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе (2010 год) Максим Шевченко.

Борьба за порт идет уже свыше десяти лет: его не раз пытались продать, но потом почему-то всегда исключали из списка объектов приватизации. «На этот раз все началось с претензий «Транснефти», которая начала фиксировать потери в порту, через который и наша, и казахстанская нефть поступает в Европу, – рассказал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Для «Транснефти» и страны в целом это очень стратегическое направление, и неудивительно, что федеральное ведомство хотело бы подготовить актив к приватизации и сделать его более прозрачным, без утечек и серых схем».

До 2010 года в порт из федерального бюджета вкладывали миллионы рублей. На эти средства были построены сухогрузная гавань с перегрузочным комплексом, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный,  автопаромный, зерновой терминалы. Планировалось, что к настоящему времени грузооборот порта должен был составлять 8–8,5 млн тонн наливных грузов и 3,5 млн сухих. Однако на деле в 2015 году «ММТП» обработал всего лишь 3,83 млн тонн грузов (что почти на четверть, а точнее – на 22,6% меньше, чем в 2014 году).

После появления вооруженных людей близ порта во время митингов компания «Транснефть» сообщила о криминальных угрозах транзиту нефти в «ММТП». «В «Транснефть» регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО «Дагнефтепродукт» в порту Махачкала для транспортировки в порт Новороссийск…. Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству», – отмечалось в сообщении компании.

Проблемы в Махачкалинском порту возникли и у других российских нефтяников. «Компания «Лукойл» снизила количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД)», – указывалось в пресс-релизе «Транснефти». Источники, близкие к «Лукойлу», уточнили, что компания снизила перевалку через Махачкалу после того, как обнаружила хищения нефти на «Дагнефтепродукте». Нефть сотрудники «Дагнефтепродукта» сливали в собственное нефтехранилище, разбавляя недостающие объемы водой и мазутом.

Эксперты считают, что только вмешательство федеральных властей способно остановит уход нефтяных компаний из порта. «Махачкалинский торговый порт долгое время был фактически вне контроля федерального центра. Претензии к работе порта есть у многих российских нефтяных компаний – «Транснефти», «Лукойла», которые сокращают объемы перевалки через Махачкалу. Но сейчас федеральные власти вроде взялись наводить порядок в Махачкалинском порту, начав со смены менеджмента», – рассказал старший научный сотрудник направления «Политическая экономия и региональное развитие» института им. Гайдара Сергей Жаворонков.

Пока же проблемы «ММТП» отпугивают и зарубежных партнеров. Раньше надежды на увеличение грузооборота Махачкалинского порта были связаны с развитием транспортного коридора из Ирана в Россию через Дагестан. Планировалось создать для иранской сельхозпродукции, поступающей на российский рынок, так называемые «зеленые коридоры» таможенной и фитосанитарных служб, и именно Дагестан должен был стать основным регионом, через который происходили бы поставки из Ирана. Однако в апреле иранская сторона заморозила переговоры с Дагестаном и решила перенаправить потоки грузов, идущих через Каспий на север, в порт Астрахани.

По версии дагестанских СМИ, причин у происшедшего было несколько, но главной являлась та, что Иран привык иметь дело с надежными партнерами. «ММТП» назвать надежным партнером было сложно – который год не решается вопрос с формой собственности предприятия, растет число криминальных случаев в порту, финансовые показатели внушают беспокойство.

Что касается вопроса о руководстве порта, то, по сообщениям СМИ, он снова завис в воздухе. Некий Магомед Кантаев, медбрат по образованию, подал заявление в Гудермесский городской суд Чеченской республики заявление о том, что его не допустили к участию в конкурсе на замещение должности директора «ММТП». Подобное заявление следует подавать в Москве, по месту нахождения ответчика, «Росморречфлота». Однако Гудермесский городской суд удовлетворил ходатайство и сразу приостановил издание приказа о назначении Гормаха директором порта. В то же время «Росморречфлот» утверждает, что не получал от Кантаева заявлений и что до конкурса были допущены все кандидаты.

«Несмотря на то, что дело перешло в юридическую плоскость, есть вероятность, что противостояние может стать и силовым, – указал старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин. – Слишком высок градус накала между различными региональными группами влияния и федеральными».

Теперь спор из-за стратегического актива должен быть решен на уровне либо премьер-министра, либо президента, допустил Дмитрий Абзалов. «Вообще, это исключительный случай, когда в споре за объект приватизации глава региона занимает позицию, противоречащую воле федерального центра, – сказал Абзалов. – Обычно власти стремятся сохранить баланс прежде всего для сохранения стабильной работы предприятия».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).