«Махачкалинский морской торговый порт» («ММТП») – основной транспортный узел страны на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов – оказался в центре скандала, урегулировать который, по мнению экспертов, могут теперь уже только федеральные власти. Руководитель Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов выступил против их решения о назначении нового директора порта.
В мае Федеральное агентство морского и речного транспорта («Росморречфлот»), управляющее портом, приняло решение не продлевать контракт Ахмеда Гаджиева, занимавшего должность директора «ММТП». Вместо него агентство назначило Андрея Гормаха, выходца из МВД и ФСКН, ранее работавшего в структурах «Транснефти». Вскоре после этого в порту начались митинги, на которых выражалось недовольство сменой руководства и которые едва не закончились вооруженным столкновением.
По информации дагестанского сайта «Годекан», кульминацией событий стало подкрепленное фотографиями сообщение о том, что в порту начали раздавать оружие. Как подтвердил политический обозреватель газеты «Свободная республика» Эдуард Уразаев, «На снимках с митинга действительно были видны люди с оружием, один даже нес два автомата». Правда, эксперты считают, что работников порта на митинги, вероятнее всего, вывела администрация «ММТП».
Как сообщили республиканские СМИ, глава республики Рамазан Абдулатипов направил в правительство ходатайство с просьбой сохранить на посту гендиректора «ММТП» Ахмеда Гаджиева. «Всех наблюдателей внутри Республики удивило, что Абдулатипов пошел на такие риски – идти вразрез с решением федерального ведомства», – подчеркнул Эдуард Уразаев.
Эксперты предполагают, что мотивом для этого поступка главы республики мог быть личный интерес. «Ну, очевидно, Абдулатипова кто-то очень сильно попросил, чтобы он этому (смене руководства) помешал… Абдулатипов порой вообще ведет себя вызывающе. Я считаю, что он, конечно, не должен был в это дело вмешиваться, это не его прерогатива. Почему он это сделал, мне трудно сказать. Возможно, у него есть какой-то интерес», – такое мнение высказал член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе (2010 год) Максим Шевченко.
Борьба за порт идет уже свыше десяти лет: его не раз пытались продать, но потом почему-то всегда исключали из списка объектов приватизации. «На этот раз все началось с претензий «Транснефти», которая начала фиксировать потери в порту, через который и наша, и казахстанская нефть поступает в Европу, – рассказал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Для «Транснефти» и страны в целом это очень стратегическое направление, и неудивительно, что федеральное ведомство хотело бы подготовить актив к приватизации и сделать его более прозрачным, без утечек и серых схем».
До 2010 года в порт из федерального бюджета вкладывали миллионы рублей. На эти средства были построены сухогрузная гавань с перегрузочным комплексом, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный, автопаромный, зерновой терминалы. Планировалось, что к настоящему времени грузооборот порта должен был составлять 8–8,5 млн тонн наливных грузов и 3,5 млн сухих. Однако на деле в 2015 году «ММТП» обработал всего лишь 3,83 млн тонн грузов (что почти на четверть, а точнее – на 22,6% меньше, чем в 2014 году).
После появления вооруженных людей близ порта во время митингов компания «Транснефть» сообщила о криминальных угрозах транзиту нефти в «ММТП». «В «Транснефть» регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО «Дагнефтепродукт» в порту Махачкала для транспортировки в порт Новороссийск…. Криминальная обстановка на АО «Дагнефтепродукт» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству», – отмечалось в сообщении компании.
Проблемы в Махачкалинском порту возникли и у других российских нефтяников. «Компания «Лукойл» снизила количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД)», – указывалось в пресс-релизе «Транснефти». Источники, близкие к «Лукойлу», уточнили, что компания снизила перевалку через Махачкалу после того, как обнаружила хищения нефти на «Дагнефтепродукте». Нефть сотрудники «Дагнефтепродукта» сливали в собственное нефтехранилище, разбавляя недостающие объемы водой и мазутом.
Эксперты считают, что только вмешательство федеральных властей способно остановит уход нефтяных компаний из порта. «Махачкалинский торговый порт долгое время был фактически вне контроля федерального центра. Претензии к работе порта есть у многих российских нефтяных компаний – «Транснефти», «Лукойла», которые сокращают объемы перевалки через Махачкалу. Но сейчас федеральные власти вроде взялись наводить порядок в Махачкалинском порту, начав со смены менеджмента», – рассказал старший научный сотрудник направления «Политическая экономия и региональное развитие» института им. Гайдара Сергей Жаворонков.
Пока же проблемы «ММТП» отпугивают и зарубежных партнеров. Раньше надежды на увеличение грузооборота Махачкалинского порта были связаны с развитием транспортного коридора из Ирана в Россию через Дагестан. Планировалось создать для иранской сельхозпродукции, поступающей на российский рынок, так называемые «зеленые коридоры» таможенной и фитосанитарных служб, и именно Дагестан должен был стать основным регионом, через который происходили бы поставки из Ирана. Однако в апреле иранская сторона заморозила переговоры с Дагестаном и решила перенаправить потоки грузов, идущих через Каспий на север, в порт Астрахани.
По версии дагестанских СМИ, причин у происшедшего было несколько, но главной являлась та, что Иран привык иметь дело с надежными партнерами. «ММТП» назвать надежным партнером было сложно – который год не решается вопрос с формой собственности предприятия, растет число криминальных случаев в порту, финансовые показатели внушают беспокойство.
Что касается вопроса о руководстве порта, то, по сообщениям СМИ, он снова завис в воздухе. Некий Магомед Кантаев, медбрат по образованию, подал заявление в Гудермесский городской суд Чеченской республики заявление о том, что его не допустили к участию в конкурсе на замещение должности директора «ММТП». Подобное заявление следует подавать в Москве, по месту нахождения ответчика, «Росморречфлота». Однако Гудермесский городской суд удовлетворил ходатайство и сразу приостановил издание приказа о назначении Гормаха директором порта. В то же время «Росморречфлот» утверждает, что не получал от Кантаева заявлений и что до конкурса были допущены все кандидаты.
«Несмотря на то, что дело перешло в юридическую плоскость, есть вероятность, что противостояние может стать и силовым, – указал старший научный сотрудник РАНХиГС Константин Казенин. – Слишком высок градус накала между различными региональными группами влияния и федеральными».
Теперь спор из-за стратегического актива должен быть решен на уровне либо премьер-министра, либо президента, допустил Дмитрий Абзалов. «Вообще, это исключительный случай, когда в споре за объект приватизации глава региона занимает позицию, противоречащую воле федерального центра, – сказал Абзалов. – Обычно власти стремятся сохранить баланс прежде всего для сохранения стабильной работы предприятия».