Сообщается, что в МЧС теперь будет группа церковной помощи. А именно, священники наряду с бригадами экстренной психологической помощи станут оказывать помощь пострадавшим в результате ЧС. Ну, в общем, очередной эпизод внедрения православия в светское госдуарство. Производим фактчекинг.
Вообще-то слияние духовного и физического аспектов фразы "Спаси и сохрани" не ново, даже в недавние времена. Например, на углу Трифоновской и Гиляровского в Москве долгие годы был (а, может, и посейчас там) плакат на брандмауэре: "Почитай Неопалимую Купину и службу 01". И ничего, никто не возмущался - ни со стороны одной трактовки, ни с другой. Объект трактовали даже как милую достопримечательность вдруг ожившей патриархальной Москвы. Собственно, эта надпись куда логичнее, чем безумная речевка на эскалаторах: "Выходя из дома проверьте - выключили ли вы утюг и другие электронагревательные приборы" – самое место и время, чтобы это бормотать, да.
Но только на Трифоновской инициатива была со стороны 01, а теперь, значит, другая сторона перехватывает креатив, делая — да, очередной публичный шаг в деле православизации светского государства и всех его институтов. К тому же и в пресс-релизе все основательно: "Была достигнута договоренность, что сотрудники Центра экстренной психологической помощи МЧС будут оперативно информировать о чрезвычайных ситуациях группу церковной помощи, в которую входят прошедшие специальную подготовку священники, сестры милосердия и добровольцы-миряне". Все это было заявлено на встрече представителей МП РПЦ и руководства МЧС, где и обсуждалась идея о "православных психологах", а епископ Пантелеймон рассказал, для чего нужны такие специалисты. О том, что рассказал епископ - чуть позже.
Разумеется, тут есть некоторое количество вопросов на понимание (но с понятной презумпцией): а вот, что ли, теперь МЧС будет тушить пожары только у православных? Ну ладно, они разбирать не будут и потушат, но вот православная психологическая помощь: а как быть с разнообразием вер? Верующие же разные, в том числе и атеисты. Но тут да, говорится о психологической помощи в целом, а она вер не различает, потому что общегуманитарна. Но что предлагается в качестве примера увещеваний, способных утешить пострадавших в ЧС, и не только православных, и даже не только граждан РФ, но и ее гостей?
Вышеупомянутый епископ Пантелеймон пояснил тему так: "Очень важно помогать людям, пострадавшим во время бедствий и катастроф, переносить сложные испытания, которые, к сожалению, случаются у нас регулярно. Но они попускаются Богом не потому, что Он нас не любит. Господь хочет, чтобы, переживая эти трудности, мы с вами стали еще лучше, чище и сильнее".
Ну, выходит, что МЧС выступает конкретно против Воли Господней. Но можно понять и так, что МЧС будут спасать и сохранять в своем варианте, а представитель группы церковной помощи МП РПЦ пояснит, что спасение и сохранение физических тел не главное, потому что главное - все это происходит для нашего же (то есть — их, пострадавших) блага в духовном смысле.
Разумеется, мало ли какая ерунда происходит в природе и чего об этом писать, но этот случай также и вполне демонстрационный. Он как-то просто хочет оказаться предметом общественной оценки, примерно в приведенном выше варианте. Вот, высказывание, сделанное кем-то где-то по какому-то поводу среди иных обстоятельств. Но эти "кто-то", "что-то" в целом, а также обстоятельства редко учитываются по ходу вынесения оценочного суждения на тему возникшего факта. В данном случае вполне хватает самой идеи, ну а слова епископа все представляют так, что вывод о дальнейшем внедрении православия в светское государство и его институты не то, что напрашивается, а как бы там сразу и привязан. Тем более, что о жизни и смерти как таковых. Несколько даже в пользу последней.
Мало того, можно даже добавить конспирологию: вот же, когда МЧС руководил условный буддист, так не было такого, а теперь - уже да. Тут не совсем сходится по фактам, МП РПЦ и МЧС подписали соглашение о совместной работе еще в 2010 году. Впрочем, вот раньше подписали и все, а теперь, наконец, начали.
Но если посмотреть на контекст, то все начинает выглядеть иначе. 7 марта 2013 года в Москве открывали новый Центр экстренной психологической помощи МЧС. Чего уж его решили освящать — им виднее, но по ходу этого дела все и произошло. Молебен и освящение здания совершил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, который потом и высказался по случаю. Да, любопытно, что после молебна он еще и передал в дар сотрудникам Центра икону – ну, разумеется, всю тут же "Неопалимую Купину".
Заодно епископ поговорил и с министром РФ по ЧС. Вот тут-то и была — согласно пресс-релизу, достигнута договоренность, приведенная выше – о группе церковной помощи, а также о том, что "при возникновении крупных ЧС церковные спасатели будут работать во взаимодействии с силами МЧС России и бригадами психологов экстренной помощи, а также вместе с ними смогут вылетать в зону ЧС на транспорте МЧС России".
При этом, более заинтересованной стороной тут является не МЧС – это существенно хотя бы с той точки зрения, что МЧС с себя ответственность не снимает, тушить, спасать и сохранять продолжит, и даже психологическую поддержку вовсе не отдаст батюшкам и специально подготовленным мирянам. Просто у МП РПЦ была такая инициатива, а в МЧС не отказались и пообещали иметь ее в виду. Причем, речь идет вовсе не о том, что "в МЧС появится группа церковной помощи", а о том, что сотрудники Центра экстренной психологической помощи МЧС будут оперативно информировать эту группу о ЧС. Ну и место в самолете дадут, если оно будет.
Соответственно, речь вовсе не идет о том, что всякий вызов МЧС на ЧС обязан сопровождаться людьми из этой группы. Тем более, что по соглашению 2010-го священники и сестры милосердия уже проходят специальные курсы по работе в ЧС. То есть – не так, чтобы берут и отправляют на ЧС кого угодно православного, ну а прошедших курсы вряд ли много. Можно предположить, что они в самом деле будут нужны — тем, кто к ним обратится. И уж тем более следует думать, что священники, которые будут этим заниматься, вряд ли примутся увещевать пострадавших по единому сценарию епископа Пантелеймона. Если люди хотят делать что-то человеческое, то почему бы им этого не делать, - вне зависимости от того, как это публично оформляют официальные лица.