Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об усилении наказаний для медиков, больниц, аптек и их поставщиков.
По сути предлагается ввести новые виды административной ответственности и ужесточить уже существующие наказания за нарушения в сфере здравоохранения. Поправки, указывается в пояснительной записке, были разработаны по поручению Владимира Путина, который еще полтора года назад поставил задачу создать «централизованную систему государственного контроля за качеством работы медицинских организаций».
Так, если Дума примет предложения правительства в неизменном виде, медикам будет грозить наказание за нарушение порядка оказания медицинской помощи — предупреждение или штраф до 20 тысяч рублей, если нарушение не причинило вреда жизни и здоровью пациентов, и штраф до 30 тысяч если причинило или создало такую угрозу. Причем правонарушением будет считаться не только действие, но и бездействие медиков.
Максимальные штрафы за те же нарушения для индивидуальных предпринимателей достигнут соответственно 30 и 40 тысяч, а для медучреждений — 300 и 400 тысяч. При этом деятельность медучреждения, подвергнувшего пациента опасности, может быть приостановлена на 90 суток.
Также медикам будут грозить серьезные штрафы за отказ в оказании гарантированной полисом ОМС помощи — до 30 тысяч. Столько же придется заплатить медику, если тот возьмет плату за лечение, которое должно быть бесплатным.
Но строже всего правительство хочет наказывать аптеки, их поставщиков и сотрудников за завышение цен на лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Цены на такие лекарства регулируются государством. Штраф за завышение розничных надбавок достигнет 150 тысяч для должностных лиц и 500 тысяч для аптек. За завышение оптовых надбавок к отпускным ценам ответственность будет еще жестче: 150–200 тысяч для должностных лиц и до миллиона для компаний. Компаниям и аптекам будет грозить закрытие на 90 суток.
Согласно пояснительной записке, которая была подготовлена подготовившим законопроект Минздравом, наказания вводятся и усиливаются для «повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и ориентация государственного контроля (надзора) на предупреждение и побуждение к пресечению нарушений». Сейчас же, уверены авторы, отсутствие административной ответственности не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении Росздравнадзором нарушений качества и безопасности медицинской деятельности.
Между тем исключительно усилением ответственности за проступки заметно улучшить отечественную систему здравоохранения вряд ли получится. В недавно опубликованном докладе Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики признается, что реформы системы здравоохранения пока не принесли ощутимого результата, а в нынешний кризис правительству придется сосредоточиться на менее масштабных задачах — профилактике и работе с качеством кадров в отрасли. Только это, уверены авторы доклада, позволит «продолжать выполнять задачу снижения смертности при сокращении финансирования».
Главная институциональная реформа последних лет — переход к одноканальному финансированию — позволила сформировать финансирование территориальных программ ОМС на одном уровне. Но положение медицинских организаций все равно ухудшилось, поскольку сократилось бюджетное финансирование, а расходы отрасли росли из-за падения курса рубля. Введение новых подходов - таких как оплата лечения по клинико-статистическим группам, информирование граждан о стоимости оказанных им услуг, стимулирование системы ОМС+ - пока вообще не принесло «ощутимых позитивных эффектов».