будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медицина
Май 18, 2025
Страна
Николаев Антон Ахмедова Роксана

Медицинское страхование: государство начинает и проигрывает

Выступая вчера перед парламентариями, утвердившим его уже второй раз за сезон в премьерском кресле, Михаил Фрадков пообещал, что правительство в ближайшее время предпримет новую попытку рассмотреть проект закона об обязательном медицинском страховании. Премьер заверил, что изменения этой системы будут не косметическими, а конструктивными. Однако сокращение средств на социалку в связи с понижением ставки ЕСН отчасти определяет вектор любой конструкции – снижение социальных обязательств государства перед населением. Но еще более значимым является то, кто именно поставлен в фокус готовящейся реформы.

То, что государство не прочь отказаться от предоставления в рамках обязательного медицинского страхования услуг, которые не относятся к скорой или неотложной помощи, давно уже не секрет. Игорь Шувалов, который отвечает в президентской администрации за проведение социальных реформ, заявлял о намерении легализовать существующее положение вещей в сфере здравоохранения: если люди платят за так называемую бесплатную гарантированную помощь, значит, эти платежи надо легализовать. По мнению Шувалова, главная методологическая задача – определить, “где предел государственных гарантий и гражданской ответственности”, то есть четко зафиксировать стандарты медицинской помощи и утвердить уровень соплатежей населения за услуги в системе ОМС.

Однако взяв на себя обязательства побороть бедность, сложно попросить население отказать в себе в привычном праве на бесплатное лечение. Пока что содержание нового закона об ОМС, которое Министерству здравоохранения и социального развития было поручено до 15 мая внести в правительство, неизвестно.

Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев попытался вчера на форуме “Медицинское страхование – 2004” обрисовать контуры модернизации российского здравоохранения. Для начала он обратился к мифологии. Были последовательно перечислены мифы связанные с ОМС:
1) в ОМС эффективно расходуются средства,
2) с помощью ОМС любой может найти себе достойное лечение,
3) введение системы ОМС было реформой системы здравоохранения.

С одной стороны, приятно, что чиновник особо циничным образом сказал правду. А, с другой стороны, намекнул: зачем так привязываться к ОМС? Мало того, что смысл его ничтожный, так будет еще ничтожнее – после сокращение средств на всяческую социалку (в фонды ОМС, например, будет поступать теперь не 3,6%, а только 2,8%).

Между тем, одним из краеугольных камней концепции реформирования ОМС, подготовленной в МЭРТе, утвержденной в начале года правительством Касьянова, но как бы не принятой борющимся с бедностью правительством Фрадкова, была невозможность сокращения обязательств государства перед гражданами. Другой краеугольный камень в том, что ответственность за выполнение обязательств по внесению страховых взносов на неработающее население будет лежать на региональных властях. Регионы взвыли, особенно те, кто побогаче – получалось, что им нужно будет лечить всех неработающих из своей казны. За бедные регионы предполагалось платить из Федерального фонда ОМС, роли и возможности которого планировалось существенно повысить.

“Главный вопрос, который мы должны решить, – является ли ОМС страхованием или нет”, - продолжал Ломакин-Румянцев. Если это страхование, то пусть страховщики, которые работают с этими средствами, будут в тех же условиях, как и другие страховые компании”. Для этого нужно ввести в закон об ОМС такие понятия как: финансовая ответственность страховщиков, лимит ответственности, франшиза и соплатеж. Если этого не будет, то не нужно вообще никакого обязательного страхования – пусть просто государство финансирует минимальные обязательства из бюджета.

Тут из зала задали вопрос, не лоббирует ли докладчик интересы крупных страховых компаний. “Да, лоббирую, - ответил Ломакин Румянцев, - но не отдельных компаний, а страхования в целом”.

Согласно принятым накануне поправкам в закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, медицинские страховщики должны иметь уставный капитал не менее 10 млн. рублей. Реально это значит, что из 165 компаний, работающих исключительно с ОМС, с 1 июля этого года лицензии могут лишиться 161. По мнению региональных страховщиков, это может привести к тому, что их вытеснят с рынка ОМС, в выигрыше же будут филиалы московских страховых компаний. Более того, Минфин уже официально уведомил участников страхового рынка о временном приостановлении лицензирования этого бизнеса. Новый субъект регулирования – Федеральная служба страхового надзора, которую и возглавляет Ломакин-Румянцев, - в связи с реформой правительства статус имеет неопределенный. А время идет - страховщики заметно нервничают.

Таким образом, какой будет новая модель системы ОМС, неизвестно. Во всяком случае, никому, кроме главы Минсоцздрава Михаила Зурабова, чье ведомство и готовит новый закон об ОМС и чья бывшая страховая компания “МАКС” чудесным образом оказалась в числе тех немногих счастливчиков, у которых с лицензией проблем нет.

Государство опять, опираясь на социальную риторику, в своей реальной политике ориентируется отнюдь не на интересы населения. Во всяком случае, судя по результатам, когда проигрывают люди, основная часть бизнес-сообщества, да и государство. В выигрыше остается лишь пул привилегированных страховщиков.

А если так, то можно долго обсуждать подробности и детали предлагаемых проектов, но реальных социальных проблем, на которые и призваны эти проекты откликаться, они все равно не решат. Похожую ситуацию мы уже проходили с автогражданкой и, отчасти, с пенсионной реформой.

Николаев Антон Ахмедова Роксана
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).