Внезапное падение индекса промышленного производства в прошедшем августе почти на 2% по сравнению с июлем заставило спешно искать какие-то глубинные причины этого торможения. Причем найти нужно именно глубинные причины, так как произошло не падение темпов роста – это еще ни о чем не говорило бы, - а именно падение физического объема производства. Кроме того (и это только подтверждает обозначенный факт), падение производства было продублировано падением физического объема перевозок грузов. Дело в том, что показатели деятельности транспорта всегда используются как контрольные, на тот случай, если статистика где-то ошибется. Но если одновременно падают и производство, и перевозки, то никакой ошибки нет - дело очень серьезное, и одним отпускным сезоном или количеством рабочих дней в месяце его не объяснишь.
Снижение выпуска в промышленности тем более досадно, что другой наш хозяйственный сектор – строительный – продолжает держать высокие темпы роста, и ввод жилья за январь-август 2007 года перекрыл аналогичный показатель прошлого года на 35%. Сельское хозяйство, ставшее прилично выглядеть на фоне неурожаев в сопредельных странах, тоже выросло, хотя и не так быстро, как строители. И только одна промышленность снизила свои обороты.
Сначала могло показаться, что снижение выпуска промышленной продукции связано с резким падением добычи алмазов – на 31% по сравнению с июлем. Но потом стало понятно, что алмазы, несмотря на свою высокую стоимость, потянуть за собой вниз всю промышленность не смогут – уж больно они легковесны. Поэтому, чтобы показатели падения добычи алмазов выглядели более внушительно, к ним необходимо добавить данные о падении добычи нефти и газа – на 0,3% и 2,2% соответственно.
Все-таки есть зависимость российской экономики от погодных условий. Из-за этих условий строительство, например, процветает, а вот газовики начинают чахнуть, потому что в теплом климате количество газа, которое они добывают, просто не нужно. При этом нельзя не отметить стагнацию нефтедобычи на фоне бешеного роста цен на нефть на мировых рынках. $75 за баррель нашего Urals – это просто фантастика, и грех упустить подобный момент. Но пока нефтяники его упускают, и вместо роста добычи и экспорта нефти мы имеем его легкое падение. Хотя, здесь могут играть роль как чисто технические факторы (нехватка транспортных мощностей), так и политические решения руководства корпораций (затормозить добычу, стимулируя тем самым еще больший рост нефтяных цен).
Но хотя нефтяная и газовая промышленность – это столпы российского хозяйства, испортить картину могут не только они. Есть у нас в промышленности такая отрасль, которая называется «производство механического оборудования». Так вот, это самое «механическое оборудование», куда входят турбины, насосы, компрессоры и запорная трубопроводная арматура, показало резкое падение. Объем производства по некоторым позициям снизился чуть ли не на 75%, и вот это падение выпуска дорогостоящего механического оборудования и потащило за собой всю остальную промышленность. Потому что никто больше так сильно не падал.
Из этого факта можно сделать несколько содержательных выводов. Вывод первый состоит в том, что российская экономика уже, в некотором смысле, вырвалась из «сырьевой зависимости», и на ее динамику влияет не столько падение и увеличение объемов добычи нефти и газа, как это было еще несколько лет назад, а выпуск крупнотоннажного оборудования. Вывод второй состоит в том, что производство этого самого оборудования (крупно- или мелкотоннажного - не имеет большого значения) все еще слишком мал, чтобы тащить за собой всю промышленность. То есть вниз он ее потащить сможет, как мы в этом только что убедились, а вверх – вряд ли. И отсюда следует третий вывод – для того, чтобы российская промышленность шагнула на новую ступень, на новый уровень, необходимы серьезные инвестиционные вливания в расширение имеющихся и создание новых производств, которых у нас сейчас или нет, или их очень мало, чтобы покрыть будущий спрос.
В качестве примера таких производств кроме хорошо известных турбин и генераторов для электростанций, можно привести грузовые и пассажирские электровозы, которые тоже очень дорого стоят, самолеты, в производстве которых у нас пока полный провал, а это тоже дорогая вещь, или, наконец, двигатели для вертолетов, выпуск которых сейчас производиться на Украине, на заводе «Мотор-Сiч». Конечно, сiчевиков немного жалко, так как они теряют российские заказы, но что делать – национальная безопасность превыше всего, а раз так, то не могут двигатели для российских вертолетов производиться на заводах страны, задумывающейся о вступлении в НАТО.
Таким образом, нам есть куда развиваться, и это внушает определенный оптимизм. Но вот пока дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Машиностроители сбавили темп, и при этом особенно обидно, что больше всего подкачали мотоциклы. Всего 96 штук выпустили, и это в самый сезон! На чем теперь рассекать, непонятно.