Сегодня Центризбирком завершил регистрацию кандидатов в президенты, определив, чьи фамилии вероятнее всего будут стоять в избирательном бюллетене во время выборов президента 14 марта - меню на все вкусы. Главное, чтобы список блюд не сократили раньше времени.
Трое из семи претендентов выдвинуты политическими партиями: Николай Харитонов (КПРФ), Олег Малышкин (ЛДПР) и Сергей Миронов (Партия Жизни). Но если партии первых двух победили на выборах в Госдууму, чем смогли обеспечить прохождение выдвиженцами регистрации без подписных листов, то Миронову повезло гораздо меньше: его партия, несмотря на союз с Партией возрождения России, в Думу не прошла, так что спикер Совфеда был вынужден собирать подписи, как и самовыдвиженцы. Зачем столько проблем государственному человеку? Верятно, чтобы не оставлять президента в одиночестве. Когда Миронов только выдвигался, и вправду рассматривался не слишком приятный для Кремля сценарий организованного бойкота выборов со стороны реальных политических сил. Потом ситуация изменилась, но давать задний ход было уже поздно.
Остальные четверо кандидатов “баллотируются в порядке самовыдвижения”. Это действующий глава государства Владимир Путин, лидер фракции “Родина”, один из сопредседателей одноименного блока Сергей Глазьев, бывший сопредседатель “Союза Правых Сил”, а ныне член политсовета партии Ирина Хакамада и глава фонда содействия развитию русского языка, экс-спикер Госдумы, экс-секретарь Совета Безопасности России, лидер партии "Либеральная Россия" (по версии Березовского) Иван Рыбкин.
Последний странным образом пропал. Родственники видели его в последний раз вечером в четверг, когда он ушел из дома и не вернулся. Нет связи с Иваном Петровичем и у его избрательного штаба. ГУВД Москвы, по просьбе родных кандидата, возбудило дело по факту пропажи. Как сказал начальник Управления информаци ГУВД Кирилл Мазурин, у правоохранительных органов пока нет оснований рассматривать исчезновение Ивана Рыбкина как его похищение. С другой стороны, опыт исчезновения политических оппонентов в союзной Белоруссии заставляет отнестись к пропаже достаточно серьезно.
У Рыбкина изначально "обнаружили" и самый большой процент поддельных подписей – Центризбирком ценой неимоверных усилий довел их количество более, чем до 26%. Это не должно было ему позволить пройти регистрацию, ведь если количество поддельных подписей достигает 25%-го барьера, то кандидат автоматически выбывает из борьбы. Лишь откровенные ляпы избиркомовских счетчиков в соотношении результатов проверки за разные периоды позволили представителям избирательного штаба Рыбкина снизить процент "недействительных" подписей до 21,17%. Впрочем, и по этому проценту предстоит судебное разбирательство - по факту их наличия заведено дело. Для получения таких замечательных цифр у Рыбкина, как и у зарегистрированных сегодня Хакамады и Глазьева, понадобилась серьезная работа по всей стране - с активными беседами со сборщиками и т.п.
Самый низкий процент подделок оказался, конечно, у Владимира Путина: его "обманули" всего на 1,16%.
Поддельными подписями заинтересовалась на прошлой неделе и прокуратура. Правда, не “по собственному желанию”, а по обращению ЦИКа. Виною тому стал сюжет, дружно крутившийся в новостях госканалов: как якобы собирают подписи за деньги некоторые нечистоплотные претенденты. К настоящему моменту проведены обыски в бывшем помещении одного из штабов "Родины", арестованы сотрудники Рыбкина и т.п.
Центризбирком в деле снятия неугодных кандидатов явно пытаются вывести из-под удара. Дальнейшие уменьшения количества участвующих если и произойдут, то с помощью традиционного "злого следователя" - прокуратуры и судов.
Впрочем, одного из потенциальных кандидатов пришлось отбраковать и Центризбиркому - Виктор Геращенко не был зарегистрирован ЦИКом, так как не собирал подписи, будучи выдвиженцем прошедшего в Госдуму блока “Родина”. Здесь возникла коллизия с соотношением блока, сформированного к парламентским выборам, и блока, который мог бы выдвигать к президентским. В трактовке Центризбиркома, для выдвижения кандидата от "Родины" надо было всем блокообразующим партиям старого блока объединиться и на съезде нового блока выдвинуть Геращенко или хотя бы выдвинуть его на съездах всех блокообразующих партий. Экс-глава Центробанка же был выдвинут съездом только одной партии блока - Партии российских регионов - и поддержан в качестве кандидата от блока Высшим советом этого блока. К трактовке ЦИКа присоединился в пятницу и Верховный Суд.
Наряду с судебным остался еще один способ изменения состава кандидатов - снятие своей кандидатуры. Председатель ЦИКа Александр Вешняков предупредил, правда, что кандидат может снять свою кандидатуру не позднее, чем за пять дней до голосования, но тут же заметил, что “на такой шаг, скорее всего, никто не пойдет”.