будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна
Короленко Псой Калмыкова Вера

Merry Christmas and Happy Hannukah, или О чистоте чужого супа

Merry Christmas and Happy Hannukah, или О чистоте чужого супа
98_08

Когда язычники решили нассать евреям в суп, они открыли в Храме кувшины с оливковым маслом для семисвечника, чтобы масло протухло и нельзя было зажечь огни. Но когда евреи во главе с Маккавеями отбили Храм, свершилось чудо – на целых восемь дней хватило того масла, которое оставалось в единственном не открытом язычниками кувшине. За эти восемь дней приготовили новое «чистое» масло. Это и есть чудо Хануки.

В монографии Айвена Калмара и Дерека Пенслара «Троцкие, Фрейды и Вуди Аллены», посвященной месту евреев в парадигме современного западного «ориентализма», есть интересное наблюдение о Хануке. Этому посвящена целая глава книги – кажется, она называется ‘Merry Christmas and Happy Hannukah’. Такое запросто можно услышать в Америке. «Нераздельность и неслиянность» Рождества и Хануки прямо или опосредованно закодирована в рекламе, СМИ и в таких артефактах современной культуры, как мультипликационная комедия ‘Eight Crazy Nights’ – фильм редкий для американского кино по доброте и катарсису, такая ханукально-рождественская  волшебная сказка.  В соответствии с духом «постколониальных штудий», Калмар считает, что в западном обществе, особенно в Америке, социально-культурная функция Хануки заключается в адаптации, приспособлении изначально «чужого» образа еврея к концептуальному пространству секуляризованно-христианского Запада: вот, мол, «и у них есть свое типа Рождество».

По-видимому, подразумевается, что западный «ориентализм» не имеет для себя никакого симметричного явления – восточного «окцидентализма». Но евреи – это нация тоже не совсем «восточная». Их судьбы тесно переплетаются с судьбами тех стран, в которых они жили. Конечно,  в некоторых странах они добровольно жили в гетто и сами во многом отгораживались от своих соседей, которые им в этом тоже помогали. Но в других странах они жили в «штетлах», местечках – а это такое пространство, где культурные перегородки между евреями и неевреями были гораздо более зыбкими. Как остроумно пишет Лев Аннинский в предисловии к русскому переводу романа Зингера «Шоша», хасидизм был бы совсем другим без экзистенциального окружения, как он выражается,  черноглазых украинских «Оксан» или кого-то в этом роде. Поэтому светская, секуляризованная Ханука, празднуемая вместе с «другими», что-то важное должна значить и для евреев, а не только для этих «других».

Можно поспорить с мнением Калмара, что вовлечение, вмещение Хануки в структуру «сезона зимних праздников» служит только «ориенталистским» комплексам Запада и наносит ущерб национальной и культурной идентификации «угнетенного» еврейства. Это так же тенденциозно, как хорошо известное нам в России мнение, будто празднование Хануки в Кремлевском дворце съездов или в концертном зале «Россия» оскорбительно для русских, православных, «угнетенных» евреями или проамериканским космополитическим «Западом»,  который нас якобы негласно «оккупировал». Оба эти мнения исходят из предпосылки изначальной войны между культурами, отчуждения, враждебности, желания нассать друг другу в суп. Почему нельзя просто порадоваться, что в этом зимнем сезоне у нас не один праздник, и даже не два? Например, Хануку празднует не только Федерация Еврейских Общин России, но и Российский Еврейский Конгресс, несмотря на массу существующих между ними объективных противоречий, которых,  может быть, больше, чем между евреями и русскими в России.

В ритуальном отношении здесь всё чисто – не следует праздновать чужой религиозный праздник в чужом храме. Концертный зал - «не храм, а мастерская и человек в ней работник», как писал классик. В данном случае работа  зрительская: хлопайте в ладоши, реагируйте, радуйтесь и веселитесь вместе. Через какое-то время вы всё равно встретитесь на Красной площади, Елисейских Полях или Пассарела-де-Самба, чтобы выпить шампанское в честь «западного» Рождества и древнего языческого Нового Года. Если мы празднуем Новый Год вместе с язычниками, несмотря на его оккультное значение, то тем паче можно встретить чудо Хануки, как говорится в украинском анекдоте, «разом з жидамы».

Конечно, кому-то религиозные убеждения не позволят встречать Новый Год в последнюю неделю Рождественского поста. Кто-то не будет встречать его, потому что этот праздник уже наступил осенью. Это как раз можно понять. Религия – личное дело каждого. Христианину не следует отмечать Хануку в синагоге, даже несмотря на то, что синагога, строго говоря, не является храмом. Но переводить стрелки с необходимых религиозных перегородок на национальное отчуждение – это напрасный труд и даже вредный, как с точки зрения многонациональной империи, так и с точки зрения «global village», независимо от нашего отношения к тому и другому. Превращать всё это в идеологию есть идолопоклонство.  Ханука – это праздник чуда, света, молодости, красоты, силы и свободы. Это праздник победы и преображения, который евреи, независимо от своего желания, немножко подарили другим народам. Чтобы никто не нассал друг другу в суп.

Можем себе представить возражения от представителей разных «крыльев» и идентификаций, которые скажут, что мы нарисовали какую-то идиотически-благостную картинку. Но согласитесь, что всякий, кто отмечает любой праздник не на уровне ритуала, а в светском контексте, на самом деле и есть самый настоящий благостный идиот.  По этой логике предлагаем никому не отмечать новоселий или дней рождения.

А уж про Новый Год тогда рекомендуется навсегда забыть. 

Короленко Псой Калмыкова Вера
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).