В СМИ появилось сообщение: Прохоров может принять участие в выборах мэра Москвы. У Прохорова это не подтвердили. Оно и понятно: до выборов еще три года. Зато такая повестка дает Прохорову возможность напомнить, что он — политик. А политики в Москве в предыдущие и последующие годы было и будет предостаточно.
Возвращение выборов губернаторов с неизбежностью вызывает не только вопросы относительно того, хорош или плох, демократичен или нет новый закон о выборах, но вопросы более конкретного порядка. В частности: когда и где состоятся выборы глав регионов. Кремль успел за последние полтора месяца сменить уже порядка трети губернаторов «проблемных» регионов. Не сменились губернаторы лишь нескольких проблемных регионов, где выборы состоятся относительно скоро.
В частности, не произошло такой смены в регионе, где проходят самые важные — и в политическом плане, и в плане внимания СМИ к ним — региональные выборы: в Москве. А это значит, что уже осенью 2014 года в Москву может вернуться «большая политика». Не то, чтобы она куда-то уходила. Выборы в Мосгордуму осенью 2009 года довели сервильную системную думскую оппозицию до настоящего демарша и требований отставки Лужкова. Спустя всего пару месяцев того же начали требовать еще более лояльные к власти члены Общественной палаты по поводу уже Генплана Москвы. Наконец, летом 2010 года за Лужкова взялся и Кремль самолично.
С отрешением Лужкова осенью 2010 и назначением Собянина стало потише, но политики не убавилось. И в смысле изменения стилистики столичной власти, и в плане многочисленных инициатив нового мэра — от дорожной политики и разработки плана стратегического развития города до явно продавленного Собяниным мегапроекта «большой Москвы». А впереди еще и выборы в Мосгордуму, что должны состояться уже в 2014 году. И до них еще будет много чего, та же протеная активность с ее «оккупаями».
Однако же выборы мэра Москвы выделяются на этом не самом спокойном фоне. Пусть сам Сергей Собянин и говорит, что должность мэра — неполитическая, но это же очевидно не так. Выборная теперь уже должность, едва ли не третий по реальному значению (после президента и премьера, но это как считать) бюрократ в стране — где уж тут без политики.
Столица в ходе всего протеста и протестующим, и федеральным властям столичная мэрия представлялась, скорее, в виде инструмента: разрешить/запретить, согласовать, обеспечить порядок/беспорядок. Претензии, если и были, то носили такой же тактический характер. Однако сам факт масштабного протеста сделал рисковым для федеральных властей рискованным вариант с досрочной отставкой мэра до вступления закона о выборах губернаторов в силу.
И даже «прокрустово ложе», которое предполагает новый закон, власти не решились использовать по полной программе: накануне тот же Собянин рекомендовал депутатам столичного парламента разрешить на выборах самовыдвижение и снизить планку необходимых подписей муниципальных депутатов (эти моменты федералы оставили на усмотрение региональных властей, вот столичные депутаты и попытались принять в самом жестком виде).
И теперь многие уже примериваются к будущим выборам мэра. По данным «Коммерсанта», собирается принять в них участие бизнесмен и бывший кандидат в президенты Михаил Прохоров. Пресс-служба самого «кандидата» информацию поспешила опровергнуть. Вернее, «не подтвердила», отметив, что бизнесмен собирается в ближайший понедельник лишь встретиться со своими сторонниками (кто они такие — категорически непонятно) и пообщаться с журналистами, но делать сенсационных заявлений они вроде бы не планировали.
Впрочем, СМИ тут выступили в качестве застрельщиков: тема вброшена, опровержение пресс-службы не вполне убедительно и Прохорова журналисты несомненно будут доправшивать не только на предмет создания новой партии или поддержки кандидатов на пост мэра Красноярска (Прохоров проявляет к этому процессу прямо-таки нездоровый интерес), но и о собственных «непартийных» политических планах миллиардера.
Меж тем альтернативный кандидат-бизнесмен на выборах мэра Москвы уже выдвигался — в 2003 году пробовал избраться банкир Александр Лебедев. И несмотря на жесткий прессинг, полное отсутствие в СМИ и личную популярность Юрия Лужкова набрал он более 10 процентов.
С учетом того, что и методы коммуникации, и настроения с тех пор сильно поменялись, да и Собянин, строго говоря, далеко не Лужков, у Прохорова с его немалым денежным ресурсом вполне есть шансы оказать достойное сопротивление и даже победить на выборах мэра. Прохоров уже заявлял о своих премьерских и президентских амбициях, теперь очередь доходит до мэрских.
Тут, впрочем, есть большой нюанс: а из какой позиции Прохоров может попытаться избираться на пост мэра? Точно ли его противником будет Сергей Собянин? Многие полагали, что должность мэра Москвы для Собянина промежуточная, и за этим может вполне последовать новое федеральное назначение на пост чуть ли не премьер-министра с последующими даже президентскими перспективами. Тем более, что правительству Дмитрия Медведева многие пророчат скорую кончину, «в течение двух-трех лет» (у нас, правда, почти любой «анализ» в последнее время изобилует этими «в течение двух-трех лет многое изменится»).
Да и каковы эти реалии пока мало кто понимает. Ни выборов тех же по новой схеме еще не проводилось, ни ясности какую политику будет проводить новая путинская администрация и новое правительство нет, не определена и судьба столичных протестов. Цена любых долгоиграющих планов в таких обстоятельствах невелика, а то и вовсе равна нулю.
Однако всю эту историю с «выдвижением» Прохоров и его пиарщики вполне могу обыграть в том духе, что миллиардер — реально политик, а не решил поиграть по чьей-то просьбе в спаринг-партнера самого известного российского дзюдоиста. Для властей и того же Путина проект «Прохоров-политик» (да и подпроект «Прохоров-кандидат в мэры Москвы») объективно удобен, поскольку дает шансы надеяться, что столичный протест приобретет некие легальные и даже системные формы и ничего менять, кроме стилистики не придется. Впрочем, удобен он и для той части «рассерженных горожан», что не хотят радикализации протеста.
Вроде бы: создай Прохоров, как он и обещал, «сетевую партию нового типа», чьей задачей будет (в том числе или даже в первую очередь) защита интересов «рассерженных горожан» и всяких прочих «креативных» и «средних» классов, и всем будет приятно и легко вести диалог. Партия — это уже структура и посредством нее «рассерженные» получат субъектность и голос. По крайней мере, с точки зрения власти. Только вот верится в появление такой неперсоналистской, новой по типу (а не «ЛДПР 2.0», только с Прохоровым вместо Жириновского) партии верится с трудом.
Что точно будет нелегко или даже невозможно — так это для Прохорова доказать этим его потенциальным последователям даже не то, что он «реально политик» и «ничей не проект», а что он политик нового типа (ну для России), а не просто новый авторитарный харизматик с раздутым медиа рейтингом, типа Владимира Путина или Алексея Навального.