будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна

Мэрские амбиции Прохорова

Мэрские амбиции Прохорова
pr
Фото: сайт Михаила Прохорова

В СМИ появилось сообщение: Прохоров может принять участие в выборах мэра Москвы. У Прохорова это не подтвердили. Оно и понятно: до выборов еще три года. Зато такая повестка дает Прохорову возможность напомнить, что он — политик. А политики в Москве в предыдущие и последующие годы было и будет предостаточно.

 Возвращение выборов губернаторов с неизбежностью вызывает не только вопросы относительно того, хорош или плох, демократичен или нет новый закон о выборах, но вопросы более конкретного порядка. В частности: когда и где состоятся выборы глав регионов. Кремль успел за последние полтора месяца сменить уже порядка трети губернаторов «проблемных» регионов. Не сменились губернаторы лишь нескольких проблемных регионов, где выборы состоятся относительно скоро.

В частности, не произошло такой смены в регионе, где проходят самые важные — и в политическом плане, и в плане внимания СМИ к ним — региональные выборы: в Москве. А это значит, что уже осенью 2014 года в Москву может вернуться «большая политика». Не то, чтобы она куда-то уходила. Выборы в Мосгордуму осенью 2009 года довели сервильную системную думскую оппозицию до настоящего демарша и требований отставки Лужкова. Спустя всего пару месяцев того же начали требовать еще более лояльные к власти члены Общественной палаты по поводу уже Генплана Москвы. Наконец, летом 2010 года за Лужкова взялся и Кремль самолично.

С отрешением Лужкова осенью 2010 и назначением Собянина стало потише, но политики не убавилось. И в смысле изменения стилистики столичной власти, и в плане многочисленных инициатив нового мэра — от дорожной политики и разработки плана стратегического развития города до явно продавленного Собяниным мегапроекта «большой Москвы». А впереди еще и выборы в Мосгордуму, что должны состояться уже в 2014 году. И до них еще будет много чего, та же протеная активность с ее «оккупаями».

Однако же выборы мэра Москвы выделяются на этом не самом спокойном фоне. Пусть сам Сергей Собянин и говорит, что должность мэра — неполитическая, но это же очевидно не так. Выборная теперь уже должность, едва ли не третий по реальному значению (после президента и премьера, но это как считать) бюрократ в стране — где уж тут без политики.

Тема выборов мэра потерялась среди иных тем декабрьского протеста. Как и столичные проблемы вообще.


Столица в ходе всего протеста и протестующим, и федеральным властям столичная мэрия представлялась, скорее, в виде инструмента: разрешить/запретить, согласовать, обеспечить порядок/беспорядок. Претензии, если и были, то носили такой же тактический характер. Однако сам факт масштабного протеста сделал рисковым для федеральных властей рискованным вариант с досрочной отставкой мэра до вступления закона о выборах губернаторов в силу.

И даже «прокрустово ложе», которое предполагает новый закон, власти не решились использовать по полной программе: накануне тот же Собянин рекомендовал депутатам столичного парламента разрешить на выборах самовыдвижение и снизить планку необходимых подписей муниципальных депутатов (эти моменты федералы оставили на усмотрение региональных властей, вот столичные депутаты и попытались принять в самом жестком виде).

И теперь многие уже примериваются к будущим выборам мэра. По данным «Коммерсанта», собирается принять в них участие бизнесмен и бывший кандидат в президенты Михаил Прохоров. Пресс-служба самого «кандидата» информацию поспешила опровергнуть. Вернее, «не подтвердила», отметив, что бизнесмен собирается в ближайший понедельник лишь встретиться со своими сторонниками (кто они такие — категорически непонятно) и пообщаться с журналистами, но делать сенсационных заявлений они вроде бы не планировали.

Впрочем, СМИ тут выступили в качестве застрельщиков: тема вброшена, опровержение пресс-службы не вполне убедительно и Прохорова журналисты несомненно будут доправшивать не только на предмет создания новой партии или поддержки кандидатов на пост мэра Красноярска (Прохоров проявляет к этому процессу прямо-таки нездоровый интерес), но и о собственных «непартийных» политических планах миллиардера.

И Прохоров, если уж он серьезный политик, наверняка должен сказать что-то вроде «не исключаю, но времени еще осталось немало».

 

Меж тем альтернативный кандидат-бизнесмен на выборах мэра Москвы уже выдвигался — в 2003 году пробовал избраться банкир Александр Лебедев. И несмотря на жесткий прессинг, полное отсутствие в СМИ и личную популярность Юрия Лужкова набрал он более 10 процентов.

С учетом того, что и методы коммуникации, и настроения с тех пор сильно поменялись, да и Собянин, строго говоря, далеко не Лужков, у Прохорова с его немалым денежным ресурсом вполне есть шансы оказать достойное сопротивление и даже победить на выборах мэра. Прохоров уже заявлял о своих премьерских и президентских амбициях, теперь очередь доходит до мэрских.

Тут, впрочем, есть большой нюанс: а из какой позиции Прохоров может попытаться избираться на пост мэра? Точно ли его противником будет Сергей Собянин? Многие полагали, что должность мэра Москвы для Собянина промежуточная, и за этим может вполне последовать новое федеральное назначение на пост чуть ли не премьер-министра с последующими даже президентскими перспективами. Тем более, что правительству Дмитрия Медведева многие пророчат скорую кончину, «в течение двух-трех лет» (у нас, правда, почти любой «анализ» в последнее время изобилует этими «в течение двух-трех лет многое изменится»).

Времени и впрямь осталось еще много по меркам российских политических реалий: срок Собянина, если не случится досрочных выборов, истекает только в 2015 году.


Да и каковы эти реалии пока мало кто понимает. Ни выборов тех же по новой схеме еще не проводилось, ни ясности какую политику будет проводить новая путинская администрация и новое правительство нет, не определена и судьба столичных протестов. Цена любых долгоиграющих планов в таких обстоятельствах невелика, а то и вовсе равна нулю.

Однако всю эту историю с «выдвижением» Прохоров и его пиарщики вполне могу обыграть в том духе, что миллиардер — реально политик, а не решил поиграть по чьей-то просьбе в спаринг-партнера самого известного российского дзюдоиста. Для властей и того же Путина проект «Прохоров-политик» (да и подпроект «Прохоров-кандидат в мэры Москвы») объективно удобен, поскольку дает шансы надеяться, что столичный протест приобретет некие легальные и даже системные формы и ничего менять, кроме стилистики не придется. Впрочем, удобен он и для той части «рассерженных горожан», что не хотят радикализации протеста.

Вроде бы: создай Прохоров, как он и обещал, «сетевую партию нового типа», чьей задачей будет (в том числе или даже в первую очередь) защита интересов «рассерженных горожан» и всяких прочих «креативных» и «средних» классов, и всем будет приятно и легко вести диалог. Партия — это уже структура и посредством нее «рассерженные» получат субъектность и голос. По крайней мере, с точки зрения власти. Только вот верится в появление такой неперсоналистской, новой по типу (а не «ЛДПР 2.0», только с Прохоровым вместо Жириновского) партии верится с трудом.

Что точно будет нелегко или даже невозможно — так это для Прохорова доказать этим его потенциальным последователям даже не то, что он «реально политик» и «ничей не проект», а что он политик нового типа (ну для России), а не просто новый авторитарный харизматик с раздутым медиа рейтингом, типа Владимира Путина или Алексея Навального.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).