Кампания по замене ранее выбранных губернаторов назначенными набирает ход. Не успело обновиться руководство Нижегородской области за счет московского варяга, заполнилось место губернатора Иркутской области. Интерес к которому оказался ничуть не меньше. Удаленность от Москвы вовсе не означает понижения влияния, а по экономическому потенциалу Иркутская область даст сто очков вперед Нижегородской. Соответственно, и цели кадровых рокировочек несколько разные. Если в случае Нижнего она состояла, во-первых, в том, чтобы убрать из Москвы потенциального преемника и, во-вторых, усилить кадровое руководство в Нижегородской области, то в случае Иркутска, скорее всего, - в том, чтобы поставить экономические ресурсы области под контроль надежного президентского выдвиженца.
Собственно говоря, такой опыт установления контроля над удаленными регионами у нас уже есть. В соседнем с Иркутской областью Красноярском крае три года тому назад на должность губернатора выдвинулся Александр Хлопонин, один из руководителей “Норильского никеля”, и в упорной борьбе победил местных кандидатов. При этом Кремлю пришлось изрядно повозиться, добиваясь утверждения избранного губернатора в должности, так как красноярский избирком никак не хотел выдавать ему соответствующее удостоверение. Но это было уже давно, в эпоху выборов, – теперь вопросы назначения должны решаться гораздо оперативней. Хотя оперативность назначения не снимает тяжести оперативного руководства вверенной территорией.
А тяжесть управления и Красноярским краем, и Иркутской областью приблизительно одинаковая, так как на их территории находятся крупнейшие экспортоориентированные предприятия России, владельцы которых, прямо скажем, не всегда экономически лояльны. Эта их нелояльность, чаще всего состоящая в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах и нежелании инвестировать прибыль в российские проекты, требует особого контроля и внимания со стороны как центральных, так и местных административных органов. И, как можно предположить, контроль этот сейчас будет значительно усилен. Но уже не только по фискально-инвестиционным соображениям, но и по соображениям предвыборного характера. Которые, впрочем, тоже являются в некотором смысле инвестиционноемкими мероприятиями.
Чтобы представить, с какой стороны этот контроль будет усиливаться, надо дать небольшой обзор промышленности области, так как из-за нее-то весь сыр-бор и разгорается. Там находятся такие гиганты (так и хочется сказать – советской) индустрии, как Усть-Илимский, Братский и Байкальский целлюлозо-бумажные комбинаты, Иркутский и Братский алюминиевые заводы, Ангарская нефтехимическая компания (входящая в состав ЮКОСа), компания “Лензолото” с годовой добычей в 11 тонн драгоценного металла, добывающая компания “Востсибуголь”, несколько химических комбинатов (“Усольехимпром” и “Саянскхимпром”), а также предприятия машиностроительного комплекса, самым известным из которых является Иркутское авиационное объединение.
Описание промышленности области выглядело бы неполным без учета энергетического сектора и транспортной инфраструктуры. Обычно они ориентированы на местные потребности, но поскольку почти вся промышленность области работает на “внешние” рынки (как в другие регионы России, так и за границу), то энергетика с транспортом обслуживают не только потребности местного хозяйства, но в гораздо большей степени являются поставщиками товаров и услуг для всей экономики России.
С железнодорожным транспортом это ясно и так: по территории Иркутской области проходят две ключевые магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская, соответственно, по ним движутся все грузы, которые отправляются из Европейской части России и с Урала на Дальний Восток и обратно.
С производством электроэнергии ясности меньше. В Иркутской области находятся крупнейшие гидроэлектростанции страны – Усть-Илимская ГЭС, Братская ГЭС и Иркутская ГЭС. Кроме них есть еще несколько теплоэлектростанций, работающих на угле. Тепловые станции ориентированы в основном на местные потребности и обеспечивают нужды городского хозяйства. А вот ГЭС, как это было изначально и задумано при их строительстве, должны производить дешевую электроэнергию для бумажников и алюминщиков. Электроэнергия там действительно дешевая, по данным “Иркутскэнерго” себестоимость 1 кВт/часа составляет 19 копеек (!), но производственные мощности избыточные, так как часть промышленных потребителей за последние пятнадцать лет прекратила свое существование. А переключиться на новых потребителей, расположенных в энергодефицитных регионах страны, тяжело из-за недостаточной пропускной способности электросетей или вообще полного их отсутствия в нужных местах.
На снижение спроса и технические трудности транспортировки электричества наложился конфликт между акционерами “Иркутскэнерго”. В свое время первый губернатор области Ножиков сумел выцыганить у федеральных властей более половины акций компании, а потом распродать их прямым потребителям из алюминиевой и целлюлозно-бумажной промышленности. В госсобственности осталось только 40%, разделенных пополам между областью и Федерацией. Причем федеральные органы власти потратили немало сил и средств, добиваясь передачи областного пакета в свою собственность. Поэтому теперь между акционерами энергетической компании существует неустойчивый паритет – 49% акций находится у местных промышленных потребителей электроэнергии, 40% - у государства.
Мы не случайно уделили столько внимания транспорту и энергетике, так как, по нашему представлению, контролируя эти два сектора, центральная власть в лице губернатора может держать за горло всех местных производителей. Хватка будет весьма чувствительной, потому что все сырье, на котором работают алюминиевые заводы, привозится из дальних мест по железной дороге. И готовая продукция в виде алюминиевых слитков и проката отправляется на экспорт тем же способом. То же самое происходит с подвозом древесного сырья и отправкой готовой целлюлозы и бумаги потребителям. Ну а кроме полной зависимости от железнодорожных перевозок надо учесть, что и производство целлюлозы, и производство алюминия использует электричество, и без него технологический процесс просто встанет.
Конечно, кроме контроля над транспортом и энергетикой у властей есть еще другие способы воздействия на излишне самостоятельные хозяйственные субъекты. Например, налоговые проверки с последующим доначислением неуплаченных ранее налогов или предоставление (или непредоставление) землеотводов под новое строительство. Но материальные объекты все-таки предпочтительнее – они как-то понятней и ближе. Тем более, что захват власти, как мы хорошо знаем, должен происходить с вокзалов, мостов, телеграфа, телефона и Интернета, водопровода и канализации, электростанций и линий электропередач. Что, видимо, и будет иметь место после вступления в должность нового губернатора Иркутской области, который по основной специальности – железнодорожник, поэтому дело свое знает хорошо.