На юге Москвы вот-вот откроется новый участок Бутовской линии метрополитена. Теперь конечная станция ветки, «Битцевский парк», будет иметь пересадку на Калужско-Рижскую, «оранжевую», линию. Ранее Бутовская линия, которая проходит через Южное Бутово, заканчивалась станцией «Улица Старокачаловская» и имела пересадку только на Серпуховско-Тимирязевскую, «серую», ветку. Открытие новой станции затронет, по крайней мере, 60 тысяч человек — именно таков ежедневный пассажиропоток на Бутовской линии. Всего же в Южном Бутово живет около 180 тысяч человек — это один из самых населенных районов столицы.
На прошлой неделе, напомним, открылась еще одна станция московского метрополитена. С открытия станции «Деловой центр» и начала движения между ним и станцией «Парк победы» начался ввод в эксплуатацию Солнцевского радиуса. Пока движение является скорее символическим: между двумя станциями курсирует в формате челнока всего один поезд, ждать его приходится до 10 минут. Зато у работников многочисленных небоскребов «Москвы-сити» появилась отличная возможность добраться до Арбатско-Покровской, «синей», ветки метро.
Таким образом, в начале февраля был фактически закончен план, который изначально должен был быть осуществлен в 2013 году. Ранее Таганско-Краснопресненская линия была продлена на восток на две станции — после «Выхино» были открыты станции «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».
Если с Бутовской веткой строители пока работать закончили, то жизнь Солнцевского радиуса еще только начинается — по нему отлично видно, насколько масштабные планы развития метро имеет мэрия Москвы. В 2015 году планируется продлить радиус еще на три станции — на этот раз поезда будут следовать от Делового центра до Раменок. В 2017 году планируется открыть еще семь станций, благодаря которым метро, наконец, появится в Очаково, Солнцево и Ново-Переделкино. В 2018 году, согласно планам развития метрополитена, Солнцевский радиус будет соединен с Калининской веткой в единую ветку, которая пройдет через весь город через его центр — пересадочные узлы будут связывать линию с Кропоткинской и «синей» Смоленской.
Продлением «желтой» ветки работа над московским метрополитеном, естественно, не ограничивается. Северный участок «салатовой» линии, который сейчас завершается находящейся на Третьем транспортном кольце «Марьиной Рощей», к 2015 году в два этапа планируется дотянуть практически до МКАДа. Конечная станция «Дмитровское шоссе» будет находиться менее чем в двух километрах от кольцевой.
Таганско-Краснопресненская линия в 2014 году будет еще немного продлена на восток, конечной станет станция «Котельники», а также, наконец, будет достроена и открыта станция «Спартак».
Также в 2014 планируется открыть три новые станции Сокольнической ветки — после «Юго-западной» метро будет идти в районе Тропарево и Румянцево.
Наконец, наиболее амбициозными можно считать проект открытия двух совершенно новых линий, которые, хоть и были давно запроектированы, но начало строительства все время откладывалось.
В 2015 году начнется поэтапное открытие Третьего пересадочного контура. Вначале это будет северо-западный участок, но к 2018 году кольцо замкнется. Таким образом, чтобы проехать от одной станции на окраине города до другой, аналогичной, не обязательно будет использовать центр города или Кольцевую линию, открытую еще в 1950-е годы.
Вторая новая линия будет в целом дублировать восточный участок «Таганско-Краснопресненской», что позволит ее разгрузить — сегодня там сосредоточены станции с самым большим пассажиропотоком в городе. «Кожуховская» ветка должна быть открыта в 2015-2016 годах, она начнется с «Авиамоторной», которая к тому времени будет включена в Третий пересадочный контур и пройдет на восток вдоль Рязанского проспекта.
Еще один амбициозный проект — запустить, наконец, пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги. Сейчас далеко не все москвичи в принципе имеют представление об этой железной дороге, а потенциально она может стать отличной альтернативой метрополитену и вовсе незаменимой во многих районах города, куда сейчас приходится ехать с несколькими пересадками. Вокруг Малого кольца сейчас расположено множество промышленных объектов — начало пассажирского движения, безусловно, даст толчок для развития этих районов. Уже сегодня работы по электрификации и прокладке новых путей идут практически по всему протяжению кольца.
Вкупе с развитием трамвайного движения — а современный трамвай, как ни странно, один из самых эффективных с точки зрения «перевариваемого» пассажиропотока транспорт — общественный транспорт столицы должен преобразиться, причем всего за несколько лет (сейчас программа развития рассчитана до 2020 года).
На строительство новых станций и линий метрополитена, а также на модернизацию Малого кольца, правительство Москвы планирует потратить около триллиона рублей. За эти деньги, рассчитывают в мэрии, удастся кардинально изменить представление москвичей об общественном транспорте. Это, в свою очередь, должно стимулировать горожан отказываться от поездок на автомобилях.
Чтобы оценить эффективность капиталовложений в развитие общественного транспорта, можно сравнить программу развития метро со строительством на северо-западе Москвы Алабяно-Балтийский тоннеля, которое началось аж в 2006 году и до сих пор не завершено. Городские власти потратили на этот тоннель около ста миллиардов рублей, однако необходимость этой стройки так и остается спорным вопросом.