будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин
Май 15, 2025
Страна

Между Путиным и телеклоунами

Между Путиным и телеклоунами
kremlin

Большая пресс-конференция Владимира Путина — честный образ нашей политической системы. Народно-авторитарной. В ней вместо механизмов полемики (парламентских, академических, экспертных, общественных групп) — жалобы трудящихся. С одной стороны, сигнал от граждан подчас проходит — кто-то может решить свои локальные вопросы, например, выбить 11 млн рублей на футбольной поле, кто-то умудряется продвинуть какие-то общеполезные темы, вроде инвестиций в переработку мусора. С другой, авторитарной — все-таки это не политическая полемика, а ответ главного и единственного настоящего начальника на сигналы с мест.

Что здесь плохого, — можно спросить, — система как-то работает и даже что-то решает? Но все же трудно дойти с одного, даже хорошего, вопроса на прессухе до сколько-нибудь сложного содержания, поэтому и внятность внутренней политики часто страдает.

А что если бы можно было идти не по «ленте» вопросов из зала, а вглубь? Где именно Владимир Путин «плывет» в ответах (несмотря на большой опыт в политической риторике и хорошее владение фактурой)? Какие следующие вопросы могли бы быть заданы в острой политической полемике, если бы она у нас была? Попробуем задать несколько очевидных.

  Вопрос. Возможно, вы не поняли (или сделали вид, что не поняли), в чем именно была острота вопроса о бедственном положении Донбасса, заданного дважды — украинским и российским корреспондентами. Понятно, что в блокаде Донбасса, как вы и сказали, виноват режим в Киеве, но сейчас-то реальный контроль над властями в ДНР и ЛНР прямо и неприкрыто российский. Означает ли бедственное положение населения на этих территориях то, что Россия и не ставит цель наладить там жизнь и сделать ее лучше, чем в окружающих регионах Украины?

  Комментарий. С 2014 году Москва говорит о поддержке населения Донбасса. И действительно сначала гуманитарная, а теперь и прямо бюджетная поддержка есть. Но цели этой поддержки, как мы знаем, слабы: чтобы было чуть лучше по деньгам, чем в подконтрольных Украине частях Донецкой и Луганской областей. Это слабая цель, потому что все равно получается не лучше — ДНР и ЛНР в блокаде, то есть возможности независимого бизнеса минимальные, гуманитарная западная помощь прямо вытеснена за редкими исключениями, а выехать гражданам в поисках лучшей доли — тяжелее. При этом сейчас, после выборов 11 ноября, завершилась смена управления в республиках на абсолютно подконтрольное Москве — к этим выборам не были допущены сколько-нибудь самостоятельные силы, а промышленность контролируется управляемым из Москвы «Внештогсервисом». При этом мы не можем исключать частных интересов, в смысле — коррупции, а в военных условиях правильнее говорить о мародерстве (например, в Донецке громко шушукаются о возросших интересах бывшего украинского олигарха времен Януковича Сергея Курченко).

  Где логика интересов России? Мы все равно тратим большие деньги, а получаем угрюмое недовольство даже среди лояльных донбассовцев, не говоря уже о том, что остальная Украина смотрит на то, как Россия «своих не бросает». Не тот ли случай, когда скупой платит дважды?

  Вопрос (вдогонку). Жителям Донбасса и Украины вы обещали облегчение получения российского гражданства, но не поняли вопроса об излишней забюрократизированности этой сферы («бюрократия неистребима»). У нас уже было одно облегчение — в связи с введением статуса «носителя русского языка», но сработало-то очень слабо. Хотите ли все-таки чтобы жители Донбасса и Украины могли просто и массово получать российское гражданство, или вам нужен фиктивно-демонстративный пиар на мелких «облегчениях»?

  Комментарий. Я сам видел как старик, учитель истории из Днепропетровска, автор книг (по-русски понятно) волновался и ошибался в ответах на вопрос экзаменаторов на статус «носителя русского языка». Это позорище — было неловко всем — и ему, и экзаменаторам и мне. Непонятно, зачем издеваться над людьми в тяжелой ситуации. Вся миграционная практика у нас — репрессивная, «не пущать», клерки МВД придираются к закорючкам, чтобы только не принять заявления. Притом что иногда принимается политическое решение по реальному облегчению принятия гражданства, как было с жителями Южной Осетии и Абхазии.

  Вопрос (еще раз вдогонку). Мы поняли про украинских моряков, они ждут решения суда и пойдут на обмен. Но мы не поняли, как с российскими гражданами, которые сидят в том числе в украинских тюрьмах, например, Евгений Мефедов в Одессе сидит четыре года по дутому «делу 2 мая», однажды оправданный, но снова арестованный?

  Комментарий. Хотелось бы внятной и более жесткой позиции по вытаскиванию своих — есть ощущение, что многих забыли, а значит важно сказать, что не забыли. И, кстати, иметь более обоснованные и проверенные списки на обмен, чем есть сейчас в ДНР и ЛНР.

  Вопрос (переходим к экономике). Понимаете ли вы, что реальная экономическая политика правительства и Центробанка (повышение налогов, ужесточение налогового администрирования, рост тарифов, рост ставок и уменьшение доступности кредита) ведет не к росту, а охлаждению экономики? Если да, то как это связано с требованием ускорения, «прорыва»?

  Комментарий. В этом вопросе нет прямой критики экономической политики. У меня нет тезиса «как надо», такие вопросы — полемические, обычно разные интересы и факторы балансируют, разные правительства в разные моменты используют инструменты разогрева экономики, иногда — охлаждения и сдерживания инфляции или «пузырей». Я, естественно, не претендую на какой-либо правильный ответ об экономической политике в нынешних условиях. Но я (как и любой другой внимательный комментатор) ясно вижу, что тезисы президента об экономической тактике и стратегии — путаные, он не отвечает по сути. Для того, чтобы это заметить, не надо быть экономистом, достаточно навыков интервьюера — по логике разговора понятно, когда собеседник уходит от ответа. Один из способов — уйти в частности, сделав вид, что суть вопроса непонятна. Например, вы спрашиваете в духе Козьмы Пруткова «Что будет с хвостом лошади, если ее щелкнуть в нос?», а вам отвечают, что процент фырканья носом лошади повышается, а волатильность хвоста в приемлемых рамках.

  Вместо того чтобы предложить какую-то цельную логику (или иерархию приоритетов), Владимир Путин достает к каждому новому вопросу как фокусник из рукава, новый параметр, объясняющий, что зачем делается (инфляция, нефтегазовый дефицит, промышленный рост, тариф, пенсионный возраст и пр.), никак их не связав в единую логику. Ну хорошо, нам надо уменьшить нефтегазовый дефицит? А зачем? Именно это надо больше всего? Надо больше, чем рост? Надо прямо сейчас? Как это все вообще связано с реальностью жизни предприятий и людей?

Удивительно, но про экономику как раз коллеги из государственных СМИ (ТАСС, ПРАЙМ, «Россия») задали несколько вопросов в одну точку, с одним и тем же посылом — есть ли общая логика в экономической политике — на что ответа получено не было. То есть президент ответил по частностям, а в общем — не ответил.

  У меня есть правдоподобная гипотеза, почему коллеги так насели на президента. Первое — это отражение внутренней полемики, исходящей от главы Счетной палаты Алексея Кудрина. Он готовил к прошедшим выборам стратегию, как и конкурирующие группы (например, группа бизнес-омбудсмена Бориса Титова), но, видимо, она была признана неубедительной (как и стратегии конкурентов). Да и как эти программы могут быть убедительными, когда стороны (условные экономические «либералы» и условный реальный сектор) даже и не вступают в полемику, считая друг друга идиотами? В стране нет дискуссии об экономической стратегии, все какие-то «заговоры» отдельных групп.

  В итоге в новый срок Путин вошел с правильной идеей «прорыва», но с фактически старым и вялым правительством, которое смогло породить только весьма сомнительную по качеству пенсионную реформу и дальнейшую «оптимизацию». Но при этом реальная экономика стонет под растущим давлением, отсюда естественный напор «граждан», достаточно влиятельных, чтобы задать вопросы через большие СМИ.

  Вопрос (вдогонку). Мы поняли про 1 триллион 376 миллиардов рублей на поддержку промышленности до 2024 года и то что правительство весь 2017 год искало на это деньги. Правильно мы поняли, что решили сначала взять деньги у всех граждан сейчас (через рост налогов, пенсионную реформу, разные оптимизации), а потом раздать отдельным компаниям под отдельные проекты?

  Комментарий. Я-то «за» инфраструктурные инвестиции, Крымский мост и ЧМ-2018 — это самое лучшее, что произошло в нашей экономике в последний год. Но этот объем — в масштабах России небольшой, в общем, ручной, где-то по два Крымских моста в год. Если идея в том, чтобы обобрать всех и отдать одному-двум ротенбергам, то это — слабая политика. Вопрос в том, чтобы госинвестиции вызывали по цепочке рост в разных отраслях, а не в том, чтобы построить один мост через Лену, которого президент даже не смог пообещать. Рост НДС президент внятно так и не смог объяснить, кроме того, что сказал, типа хозяин дал (снижение до 18%), хозяин взял (обратно 20%).

  Правительство радуется одновременно профициту (ура, много денег) и повышает налоги (ужас, мало денег), а президент вяло повторяет за ним. Хорошее правило все-таки — долой новые налоги без нового представительства. В данном случае нет уверенности, что бизнес отдаст налоги, а получит новые рынки и госконтракты.

  Вопрос. Про статистику роста зарплат. Попробуем прояснить два вопроса коллег, заданных, возможно, неясно. Понимаете ли вы, что в стране развернута масштабная система относительно легальных приписок в статистике роста зарплат и издевательски-потогонная система оплаты труда врачей и учителей на фоне «оптимизаций»?

  Комментарий. Задача для ЕГЭ. Как поднять зарплату ученых МГУ в два раза? Надо всех уволить и взять на полставки на те же деньги. Знакомая очень хорошая учительница просила директора избавить ее от платных дополнительных «услуг» типа кружков, потому что нет времени придумать новые игры и развивающие театры для детишек, да и спать некогда. Говорят, что нельзя, а то испортится статистика по средней зарплате в школе — для отчетности надо работать много и плохо. Оптимизация медицины даже в культуру уже вошла через кино «Аритмия». Бумажные показатели на грани того, чтобы убить суть дела — науку, медицину, образование.

  Вопрос. Вас спросили про аресты рэперов и про админарест Льву Пономареву. Ответ был в том, что «надо тщательнее» и суд прав. Но суть вопроса не в том, чтобы вы выступили вместо суда. Суть вопроса в том, как прекратить глупейшие посадки за слова — репосты в сетях, строчки в песнях и прочее.

  Комментарий. Прошедшим летом вопрос по этой теме Сергея Шаргунова привел к смягчению статьи об экстремизме. Сейчас почти ничего в жанре милосердия и здравого смысла не было достигнуто — кроме конкретного эпизода о расследовании убийства силовиками братьев Ганагусейновых в Дагестане. Но вопрос и тут шире — неясно, насколько президент отдает себе отчет, во-первых, в уровне неправого насилия на Северном Кавказе, который только способствует уходу молодежи в боевики, и, во-вторых, как много простой и фиктивной деятельности производят силовики, сажая подростков за репосты или подкидывая наркотики рядовым потребителям вместо борьбы с реальной наркоманией и реальным террором. Ладно экономику президент как-то не очень любит, но контроль за эффективностью силовиков, вроде его сфера?

«У нас в разведке, в контрразведке и в информационной работе одно и то же. По сути, это одна и та же работа — это информация: вы занимаетесь информацией, и спецслужбы тоже занимаются информацией», — сказал президент.

Но есть и отличие — спецслужбы делают анализ тайно и «полезное» вранье открыто, а медиа — все-таки за публичное обсуждение. Одними спецслужбами, боюсь, не обойтись — в отсутствии свободной прессы и открытой политической полемики они сами быстро начинают верить в собственное вранье и подгонять под известный ответ в закрытых записках.

Пресса, медиа и должна давать слово разным сторонам политической полемики, когда она есть. Но у нас в отсутствии сторон, готовых слышать друг друга, — все больше крик телеклоунов и вопросы на большой пресс-конференции.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).