Руководство «Единой России», несмотря на свою принципиальность, так и не смогло расстаться с мигалками на автомобилях. Как оказалось, «единороссы» вернули себе привилегию, борьбу с которой они изо всех сил демонстрировали в конце прошлого года. В пятницу, 8 июня, корреспонденты «Газеты.ру» заметили проблесковые маячки на иномарках спикера Госдумы, лидера «единороссов» Бориса Грызлова, секретаря генсовета партии Вячеслава Володина, вице-спикеров Олега Морозова, Владимира Катренко и Артура Чилингарова.
На вопрос корреспондента Володин, который полгода назад красовался в первых рядах борцов с собственными привилегиями, ответил коротко и безнадежно: «Мы их снимаем, а нам опять ставят. Каждое утро».
Так что, похоже, борьба «единороссов» с мигалками закончилась позорным поражением. А начиналось все очень красиво, с громкой показательной акции: осенью 2006 года вице-спикеры от «Единой России» перед камерами федеральных телеканалов торжественно сняли мигалки со своих служебных автомобилей и передали их сотруднику ГИБДД. Это было преподнесено как пример самоотверженности. «Мы осознаем, что теперь время на дорогу для нас несколько увеличится, но порядка станет больше», – сказал Артур Чилингаров и посоветовал коллегам вставать на работу пораньше, чтобы не опаздывать.
Многие наблюдатели расценили это как популистское шоу, тем более что в марте 2007-го ожидались региональные выборы. Кроме того, куда более жесткие меры по сокращению мигалок предлагали и другие депутаты Госдумы, не из числа «единороссов». Однако партия власти вовремя взяла популярную инициативу в свои руки.
Был принят закон, отменяющий спецсигналы и флажковые номера на автомобилях депутатов и сенаторов. Утверждался список организаций, имеющих право использовать автомобили с мигалками: число лиц, имеющих такую привилегию, с 1 февраля 2007 года сокращалось с прежних 7500 до 977, а депутатам Госдумы было разрешено иметь 12 мигалок вместо 17. Принятие этого закона «единороссы» поставили себе в заслугу. Борис Грызлов даже использовал это как аргумент против оппозиционеров. «Если вы видите думские машины с мигалками, то это машины представителей оппозиции», – заявил он.
На сайте «Единой России» висит текст от 12 декабря 2006 года, в котором Грызлов и Володин утверждают, что больше мигалками пользоваться не будут. «Представители «Единой России» – вице-спикеры сняли свои мигалки. Они эти спецсигналы возвращать не будут», – обещал Грызлов.
«Самая уважаемая и самая популярная фракция не будет принимать решения, а потом дезавуировать их. Еще раз подчеркну, руководство фракции «Единая Россия» добровольно отказалось от проблесковых маячков на автомобилях, несмотря на то, что они положены им по статусу», – говорил Володин.
После пятничного разоблачения «Единой России» пришлось объясняться. Вице-спикер Олег Морозов сказал, что единороссы вернули мигалки потому, что публичная акция по снятию мигалок достигла цели: были отменены номера с флагами, число спецмашин было уменьшено в семь раз. Отметим, что буквально о том же – но еще в декабре прошлого года – говорил пресс-секретарь «ЕР» Игорь Демин: акция «Единой России» достигла своей цели, а потому они могут вернуться к использованию проблесковых маячков, предусмотренных для руководства Госдумы. Однако тогда его возмущенно опровергли Володин и Грызлов. Выходит, зря опровергали.
Представитель пресс-службы фракции «Единая Россия» заверил РИА «Новости» в пятницу, что руководство фракции использует спецсигналы на автомобилях только в исключительных случаях. Как отметил этот представитель, в соответствии с законом о лицах, охраняемых ФСО, на машине председателя нижней палаты парламента проблесковый маячок не установлен. Его машина следует как по городу, так и по загородным трассам всегда с машинами сопровождения. На них могут быть установлены «мигалки».
А руководитель думского комитета по регламенту Олег Ковалев заявил, что «единороссы» проблесковыми маячками не пользуются. «На стоянке я их машины с синими маячками не вижу», – отметил Ковалев, но при этом не исключил, что руководство «единороссов» может устанавливать на свои машины спецсигналы, «когда опаздывают в аэропорт или их срочно вызвали на какую-то важную встречу».