Федеральная миграционная служба может уже в ближайшее время получить функции дознания. О внесении законопроекта в Госдуму сообщил депутат-единоросс Михаил Старшинов. Ранее новые полномочия для своего ведомства просил глава ФМС Константин Ромодановский.
Получение ФМС полномочий проведения дознания на деле означает, что сотрудники службы смогут расследовать и доводить до суда уголовные дела против конкретных граждан. Наказание по этим делам, соответственно, определяются не КоАП, а Уголовным кодексом, что намного серьезней.
Впрочем, до массовых выступлений в Бирюлеве, которые произошли из-за межэтнического конфликта в октябре 2013 года, ФМС, в том числе и столичное управление, гордо отчитывались о своих успехах.
В 2012 году УФМС Москвы отчиталось об успешном проведении оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций «Нелегальный мигрант», «Нелегал-2012», «Регион», «Рынок», «Маршрутка», «Магистраль» и даже «Лизинг». Сумма наложенных штрафов превысила миллиард рублей, из которых, правда, было взыскано чуть менее половины.
Руководство ФМС надеялось, что угроза крупного денежного штрафа сделает для работодателей невыгодным набирать нелегалов, за эти деньги можно нанять квалифицированного рабочего с российским гражданством. Но реальность показала, что даже многотысячные штрафы не смогли избавить Москву от нелегальных мигрантов.
О необходимости получения новых полномочий особенно активно заговорили после беспорядков в Бирюлеве. Константин Ромодановский тогда впервые признал, что административные дела и угроза достаточно крупного штрафа в 800 тысяч рублей не слишком пугают любителей нанимать работников-нелегалов. Причину отсутствия страха у нарушителей закона Ромодановский не назвал, однако во время выступления в Государственной Думе заявил, что не работает и уголовная статья за организацию незаконной миграции. В Москве, например, за 2013 год было возбуждено всего лишь 500 дел по этой статье, хотя ФМС отправило около двух тысяч материалов.
Иными словами, руководство ФМС признало, что ни штрафы, ни уголовная ответственность не пугают любителей нелегальной рабочей силы. Ромодановский предложил законодателям дать ФМС право дознания и, соответственно, ведения уголовных дел для того, чтобы заработала уголовная статья. Это, уверен начальник ФМС, испугает недобросовестных предпринимателей (которых он назвал «работорговцами»).
Впрочем, Ромодановский не объяснил, каким образом ФМС сможет грамотно наладить дознание и ведение уголовных дел, если даже административных дел сотрудники ведомства практически не возбуждают.
Ромодановский при этом подчеркнул, что службе не требуются собственные силовые подразделения — в случае чего на помощь всегда можно вызвать ОМОН. Глава ФМС даже пообещал подумать над тем, чтобы значительную часть сотрудников перевести «на гражданку», необходимость наличия погон у паспортистов и правда вызывает вопросы.
Впрочем, несмотря на истребование новых полномочий, борьба с нелегальной миграцией, уверен глава ФМС, не должна сводиться к уголовному преследованию работодателей, а должна заключаться в более жестком контроле за мигрантами.
Например, Ромодановский считает важным высылать из России всех иностранцев с судимостью. Сейчас из 10 тысяч иностранцев, которые отбывают наказание в российских колониях, только тысяче запрещен последующий въезд в Россию.
Также улучшить контроль за мигрантами поможет отмена нормы, согласно которой в Россию можно въезжать по внутреннем паспортам. Уже с 2015 года пересечь российскую границу можно будет только по загранпаспорту, что улучшит контроль за мигрантами, а также позволит пресекать въезд в страну нежелательных лиц.
Вообще же в ФМС признают, что одним махом победить миграцию не то что невозможно, но даже не нужно. В своем памятном выступлении в Госдуме Ромодановский заявил, что в стране находится около 11 миллионов мигрантов, и оказались они по эту сторону границы потому, что в России уровень жизни заметно выше, чем в «государствах-донорах» — Украине, Молдавии, республик Средней Азии.
Причем не только мигранты заинтересованы в России, но и Россия — в дешевой рабочей силе. Так, зарплата дворников, как правило, в 2-3 раза ниже, чем средняя по региону — а значит, в этой области работают в основном приезжие.
За последние четыре года приток мигрантов из стран СНГ вырос на 37 процентов, около 40 процентов приезжих — мужчины моложе 29 лет, то есть не учившиеся в советской школе и не знакомые с русской культурой, а значит нуждающиеся в некоей адаптации в России.
Получение Федеральной миграционной службой новых полномочий по возбуждению уголовных дел против организаторов нелегальной миграции, то есть работодателей, которые незаконно привлекают приезжих, вряд ли как-то кардинально изменит жизнь миллионов иностранных граждан в России. Зато, возможно, позволит ведомству Ромодановского бороться c «работорговцами», как он сам их называет. Другой вопрос, насколько эта борьба будет успешной.