По мнению краснодарских правозащитников, это ни что иное как провокация. Согласившись заполнить миграционные карты, турки-месхетинцы таким образом сами признают себя лицами без гражданства, и этот факт можно будет использовать против их претензий на гражданство РФ, которого они тщетно добиваются уже 13 лет. "Я бы не советовал туркам-месхетинцам заполнять никакие миграционные карты, - комментирует ситуацию сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов, - мне кажется, что этим людям необходимо твердо стоять на своем и доказывать, что они являются гражданами Российской Федерации".
Как известно, турки-месхетинцы выехали из Узбекистана в качестве беженцев, спасаясь от погромов еще до распада СССР, т.е. их перемещение представляло собой обычную внутреннюю миграцию. Проблема с гражданством сейчас стоит перед ними только на Кубани. Их соплеменники, в те же годы оказавшиеся в других регионах России, являются полноправными гражданами, имеют прописку и благополучно получают российские паспорта.
По данным ПЦ "Мемориал", сейчас на территории Краснодарского края идет более двадцати процессов по искам турок-месхетинцев требующих признать их гражданами России. Все эти дела имеют сложную юридическую историю: вначале истцы доказывали, что постоянно проживали на территории России на момент вступления в силу предыдущей редакции Закона "О гражданстве Российской Федерации" (февраль 1992 г.), согласно которому гражданином РФ автоматически признавался человек, постоянно проживающий на территории страны к этому моменту. Затем, имея на руках решение суда, подтверждающее этот факт, истцы шли в паспортно-визовую службу и требовали выдачи им паспорта нового образца. Когда региональная паспортно-визовая служба отказывалась таким образом де-факто признать их гражданство, турки совершали следующий шаг - обжаловали этот отказ.
Исход этих процессов пока неясен, но у краевых властей есть серьезные основания опасаться проигрыша. Не исключено, что действия г-на Острожного могут быть продиктованы, в частности, и этими опасениями. "Я думаю, что заполнение турками-месхетинцами миграционных карт может повлиять на позицию суда, равно как и на позицию тех чиновников, которые к этому делу причастны", - полагает А.Осипов.
Впрочем, провокационное положение миграционной службы независимо от того, примут они его или нет, ставит турков в сложное положение. Отказ от заполнения миграционных карт позволит властям поднять прессе очередную кампанию против этой национальной группы.
Проблема в том, полагает Осипов, "что новый закон об иностранцах не делает никакого различия между теми, кто въезжает в страну и теми, кто уже находится на ее территории, равно как не предусматривает и никакого переходного периода. Всем иностранцам, в том числе и выходцам из бывшего СССР, предлагается эти карты получить и заполнить. Действуют они 90 дней, а потом, по истечении этого времени, что с этими людьми делать, - непонятно". Согласно закону, следующим шагом может стать либо продление срока временного пребывания на территории России (Ст.5 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") по неопределенным основаниям и на неопределенный срок (но в любом случае не дольше, чем на год), либо получение разрешения на временное проживание на территории России сроком до трех лет (Ст.6 - только в пределах квоты, выделенной региону для принятия иностранцев), либо получение вида на жительство сроком от пяти лет с возможностью продления.
Впрочем, на последнее туркам-месхетинцам надеяться не приходится. Статьи 7 Закона отказывает в праве на временное проживание гражданину, который "неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации". Как известно, краснодарская милиция исправно штрафует турок за нарушения паспортного режима, одновременно отказывая им в получении прописки и регистрации. Такой же запрет содержится в Статье 9 относительно получения вида на жительство в России.
Попытку вырваться из этого тупика недавно предприняла член Комиссии по правам человека при президенте РФ Светлана Ганнушкина. 10 декабря на встрече членов Комиссии с президентом, она ознакомила его с сутью проблемы и передала ему проект указа, восстанавливающего справедливость с отношении не только турок-месхетинцев, но и других выходцев с территорий бывших советских республик, перебравшихся в Россию до вступления в силу прежнего Закона "О гражданстве".
Удастся ли добиться чего-то, действуя через президента, пока еще большой вопрос. Во всяком случае на той же встрече с Путиным Ганнушкина поставила его в известность о том, что разработчики Концепции регулирования миграционных процессов во главе с замглавы президентской администрации Виктором Ивановым фактически совершили подлог, выбросив из проекта Концепции, вынесенного на думские слушания, пункт, касающийся легализации бывших граждан СССР, длительное время проживающих в России, несмотря на то, что текст проекта уже прошел согласование в правительственной комиссии по миграционной политике.
Похоже, что не допустить легализации злосчатсных 13 тыс турок-месхетинцев и с ними еще десятков тысяч людей, находящихся в подобном положении, стало делом чести определенной части федеральных властей. Об этом говорят агрессивные выступления на уровне Совета Федерации и систематическое бездействие федеральных органов, созданных для разрешения проблемы турок. Так, существующая с 1994 года правительственная комиссия по положению турок-месхетинцев до сих пор не предприняла никаких мер для прекращения их дискриминации на территории Краснодарского края. А в этом году под аналогичную задачу была создана рабочая группа в составе Федеральной миграционной службы МВД, но чем она занимается до сих пор никто из специалистов не знает.
Законодатели и исполнительная власть явно настроены не в пользу турок-месхетинцев. Остается надежда на власть судебную.