будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна

Миграционные карты для граждан России

По мнению краснодарских правозащитников, это ни что иное как провокация. Согласившись заполнить миграционные карты, турки-месхетинцы таким образом сами признают себя лицами без гражданства, и этот факт можно будет использовать против их претензий на гражданство РФ, которого они тщетно добиваются уже 13 лет. "Я бы не советовал туркам-месхетинцам заполнять никакие миграционные карты, - комментирует ситуацию сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов, - мне кажется, что этим людям необходимо твердо стоять на своем и доказывать, что они являются гражданами Российской Федерации".

Как известно, турки-месхетинцы выехали из Узбекистана в качестве беженцев, спасаясь от погромов еще до распада СССР, т.е. их перемещение представляло собой обычную внутреннюю миграцию. Проблема с гражданством сейчас стоит перед ними только на Кубани. Их соплеменники, в те же годы оказавшиеся в других регионах России, являются полноправными гражданами, имеют прописку и благополучно получают российские паспорта.

По данным ПЦ "Мемориал", сейчас на территории Краснодарского края идет более двадцати процессов по искам турок-месхетинцев требующих признать их гражданами России. Все эти дела имеют сложную юридическую историю: вначале истцы доказывали, что постоянно проживали на территории России на момент вступления в силу предыдущей редакции Закона "О гражданстве Российской Федерации" (февраль 1992 г.), согласно которому гражданином РФ автоматически признавался человек, постоянно проживающий на территории страны к этому моменту. Затем, имея на руках решение суда, подтверждающее этот факт, истцы шли в паспортно-визовую службу и требовали выдачи им паспорта нового образца. Когда региональная паспортно-визовая служба отказывалась таким образом де-факто признать их гражданство, турки совершали следующий шаг - обжаловали этот отказ.

Исход этих процессов пока неясен, но у краевых властей есть серьезные основания опасаться проигрыша. Не исключено, что действия г-на Острожного могут быть продиктованы, в частности, и этими опасениями. "Я думаю, что заполнение турками-месхетинцами миграционных карт может повлиять на позицию суда, равно как и на позицию тех чиновников, которые к этому делу причастны", - полагает А.Осипов.

Впрочем, провокационное положение миграционной службы независимо от того, примут они его или нет, ставит турков в сложное положение. Отказ от заполнения миграционных карт позволит властям поднять прессе очередную кампанию против этой национальной группы.

Проблема в том, полагает Осипов, "что новый закон об иностранцах не делает никакого различия между теми, кто въезжает в страну и теми, кто уже находится на ее территории, равно как не предусматривает и никакого переходного периода. Всем иностранцам, в том числе и выходцам из бывшего СССР, предлагается эти карты получить и заполнить. Действуют они 90 дней, а потом, по истечении этого времени, что с этими людьми делать, - непонятно". Согласно закону, следующим шагом может стать либо продление срока временного пребывания на территории России (Ст.5 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") по неопределенным основаниям и на неопределенный срок (но в любом случае не дольше, чем на год), либо получение разрешения на временное проживание на территории России сроком до трех лет (Ст.6 - только в пределах квоты, выделенной региону для принятия иностранцев), либо получение вида на жительство сроком от пяти лет с возможностью продления.

Впрочем, на последнее туркам-месхетинцам надеяться не приходится. Статьи 7 Закона отказывает в праве на временное проживание гражданину, который "неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации". Как известно, краснодарская милиция исправно штрафует турок за нарушения паспортного режима, одновременно отказывая им в получении прописки и регистрации. Такой же запрет содержится в Статье 9 относительно получения вида на жительство в России.

Попытку вырваться из этого тупика недавно предприняла член Комиссии по правам человека при президенте РФ Светлана Ганнушкина. 10 декабря на встрече членов Комиссии с президентом, она ознакомила его с сутью проблемы и передала ему проект указа, восстанавливающего справедливость с отношении не только турок-месхетинцев, но и других выходцев с территорий бывших советских республик, перебравшихся в Россию до вступления в силу прежнего Закона "О гражданстве".

Удастся ли добиться чего-то, действуя через президента, пока еще большой вопрос. Во всяком случае на той же встрече с Путиным Ганнушкина поставила его в известность о том, что разработчики Концепции регулирования миграционных процессов во главе с замглавы президентской администрации Виктором Ивановым фактически совершили подлог, выбросив из проекта Концепции, вынесенного на думские слушания, пункт, касающийся легализации бывших граждан СССР, длительное время проживающих в России, несмотря на то, что текст проекта уже прошел согласование в правительственной комиссии по миграционной политике.

Похоже, что не допустить легализации злосчатсных 13 тыс турок-месхетинцев и с ними еще десятков тысяч людей, находящихся в подобном положении, стало делом чести определенной части федеральных властей. Об этом говорят агрессивные выступления на уровне Совета Федерации и систематическое бездействие федеральных органов, созданных для разрешения проблемы турок. Так, существующая с 1994 года правительственная комиссия по положению турок-месхетинцев до сих пор не предприняла никаких мер для прекращения их дискриминации на территории Краснодарского края. А в этом году под аналогичную задачу была создана рабочая группа в составе Федеральной миграционной службы МВД, но чем она занимается до сих пор никто из специалистов не знает.

Законодатели и исполнительная власть явно настроены не в пользу турок-месхетинцев. Остается надежда на власть судебную.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).