будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна

Миграция для Москвы

Миграция для Москвы
mkrtch
Никита Мкртчян. Источник: Наташа Четверикова

«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.  О проблемах миграции и интеграции говорит Никита Мкртчян, сотрудник Института демографии ВШЭ.

Конечно же, все понимают, что ни один крупнейший город в России и других странах не может расти и поддерживать численность населения без миграции.  В данном случае, миграция выступает как ресурс развития Москвы, т.к. именно миграция обеспечивает прирост трудоспособного населения столицы в последние два десятилетия. Таким образом, Москве удается поддерживать постоянное предложение на рынке труда, это позволяет замещать рабочие места, которые москвичи не занимают исторически (раньше дворниками были условные «лимитчики», ныне - таджики). Но «лимитчики», отличаясь от «коренных» москвичей прежде всего как «сельские» от «городских», были в целом той же этнокультурной принадлежности. Сейчас же приезжают тоже в значительной мере сельские жители, но они «иные», плохо говорят по-русски, выделяются физиономически. Они «баранов режут» (никто не видел, но режут) и ходят в мечеть (видели жители прилегающих в мечетям микрорайонов). Поэтому в настоящий момент большое количество иноэтничных мигрантов уже воспринимается как некий социальный вызов.

Статистика видит только небольшую часть мигрантов в Москве, тех, кто имеет «штамп» в паспорте или, с недавнего времени, регистрацию по месту пребывания на срок 1 год и более. Отсутствуют данные о количестве маятниковых мигрантов в столице. Есть базы данных мобильных операторов, социальных государственных служб (например, Пенсионного фонда), но эксперты к этим данным не допускаются. Помимо этого, есть люди, так называемые «оседлые мигранты», полноценные жители Москвы, но без регистрации, которые могут быть абсолютно невидимыми с точки зрения статистики. Зачастую статистика замечает их только после покупки жилья в столице или заключения брака с коренным москвичом/москвичкой.

Власти мечтают о том, чтобы можно было управлять миграцией по своему усмотрению, к примеру, заместить до миллиона гастарбайтеров выходцами из российских регионов. Но, во-первых, в глубинке нет резерва для мобилизации сотен тысяч населения в трудоспособном возрасте, чтобы заместить иностранных трудящихся. Причем нужны такие работники, которые готовы работать в соответствующих нишах на рынке труда. Во-вторых, для того, чтобы жить в Москве, недостаточно, чтобы зарплата была, к примеру, на пять тысяч выше, чем в своем регионе, поскольку при переезде возникает множество издержек. В свою очередь, Москве выгодна такая миграция, когда человек приезжает, здесь работает, тратит часть заработанных денег, а все свои социальные проблемы решает там, откуда приехал, к примеру, услугами здравоохранения пользуется в Тульской или в Орловской области. Так говорят не только люди, но и работодатели, с которыми мне приходилось беседовать.

Мы проводили по заказу Роструда обследование безработных и лиц, ищущих работу, по всем регионам России, в ходе которого задавали вопросы о том, какая зарплата необходима им для переезда на работу в другой регион. Люди называли сумму в три-четыре раза выше, чем у них была зарплата по последнему месту работы, и нигде, ни в одном из регионов: в сельской местности, малых городах и т.д. не называли зарплату ниже, чем в тридцать тысяч рублей. Потому что люди понимают, что переезд влечет за собой большие издержки, и не только чисто материального плана. Для привлечения россиян на работу в столицу властям, в первую очередь, необходимо продумать обеспечение работников каким-то жильем, хотя бы общежитиями. В Москве фонд доступного временного жилья в достаточном количестве отсутствует.

Где же тогда обитают иностранные трудящиеся? Одно из условий управляемой государством миграции является решение вопроса с жильем для работников. Когда этой проблемой занимается бизнес, и, тем более, когда идет привлечение нелегальной миграции, на все закрывают глаза. Мигранты живут в подвалах, по десять человек на нарах в комнате, арендуемой вскладчину, где-нибудь в Подмосковье, откуда на работу их привозят автобусами и т.д.

Как видим, очень сложно экономическими мерами управлять и бороться с вызовами «инокультурной» иммиграции в Москве. Что делать? Я бы сказал, что миграция из других регионов России в Москву не нуждается в специальном стимулировании, управляемое «вытеснение» иностранных работников приведет к ускорению процессов опустения провинции. В связи с чем, я бы сказал, что первоочередной задачей является легализация значительной части иностранных трудящихся..

Вопрос интеграции довольно сложен, но мой основной тезис заключается в том, что государственные структуры должны выпустить из своих рук монопольное право н решение проблем интеграции мигрантов. Необходимо развивать общественные организации, давать им дышать, выделять гранты и сильнее привлекать общественный сектор к решению все более широкого круга проблем. Например, в США одной из ведущих структур, осуществляющих массовую работу по интеграции, является католическая церковь и спонсируемые ей общественные организации, широко привлекающие волонтеров.

Еще хотелось бы добавить, что внутренние мигранты также требуют интеграции. И, конечно же, самый яркий пример - мигранты из республик Северного Кавказа. Например, интеграция украинцев, белорусов и даже казахов в Москве требует меньше усилий, нежели интеграция жителей сельского Дагестана, Чечни, Ингушетии. В нашем обществе есть существенные барьеры этничности, в то время, как гражданство, на бытовом уровне, мало кого волнует.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).