Федеральное правительство направило в парламент положительный отзыв на законопроект о реформе системы квотирования мигрантов, который немногим ранее Государственная Дума уже приняла в первом чтении. Некоторое нарушение процедуры объясняется тем, что нововведения стараются принять как можно быстрее.
Если законопроект будет принят, то в России, фактически, необходимое количество мигрантов будут определять работодатели. Согласно документу, регион будет продавать юридическим лицам патенты на право привлечения на работу мигрантов. Базовая стоимость патента составит тысячу рублей, однако в зависимости от особенностей рынка труда в каждом конкретном регионе эта ставка будет умножаться на определенный коэффициент, стимулируя, таким образом, принимать на работу приезжих или, напротив, избавляться от них.
Сегодня в России действует сохранившаяся еще с советских времен система квотирования. Она не слишком удовлетворительно работала еще при советской власти, а при рыночной экономике вообще потеряла всякий смысл. Система квотирования заключается в том, что региональные власти каким-то образом определяют, сколько именно им нужно мигрантов в определенном году, и сообщают эту цифру на федеральный уровень. В Москве, в свою очередь, эту цифру могут несколько подкорректировать и спускают вниз уже как норматив.
В русском языке даже появилось слово «лимитчик» - человек, который приехал в большой город или богатый регион по этой квоте, которая раньше на бюрократическом языке называлась лимитом.
Проблема в том, что при Советском Союзе государство было главным работодателем и потому хотя бы теоретически могло представлять, сколько дополнительных рабочих рук понадобится в той или иной области. В реальной жизни знание это мало что давало, и контролировать миграционные потоки все равно не удавалось, но хоть какая-то логика системы прослеживалась.
После распада социалистической экономики оказалось, что региональные власти должны заранее понимать, сколько работающим на подведомственной территории компаниям понадобится дополнительных рук. Естественно, узнать это заранее практически невозможно, и в итоге работодатели получали дополнительный стимул привлекать иностранных работников нелегально или взяв разрешение на работу в ленобласти для иностранцев.
Зато квоты на привлечение иностранной рабочей силы заняли свое место в публичной политике. Юрий Лужков, помимо все прочего, запомнился тем, что почти каждый год снижал квоту на мигрантов в столице. На количестве приезжих это, само собой, не сказывалось.
Новая система в чем-то напоминает ту, что уже выстроена на рынке привлечения мигрантов частными лицами. Сейчас приехавший в Россию иностранец имеет право взять в ФМС патент и квитанцию, заплатить в ближайшей сберкассе тысячу рублей и спокойно целый месяц работать на частных лиц. Такие патенты, чаще всего, используются сезонными рабочими.
Если закон будет принят, то для работы в компаниях патенты будут приобретаться не самими мигрантами, а работодателями, но главная идея — простота процедуры — остается неизменной.
Сейчас многие россияне жалуются на засилье мигрантов, на то, что приехавшие отнимают рабочие места у коренного населения, на то, что отечественным бесплатным образованием и бесплатной медициной пользуются те, кто никаких налогов в бюджет не платит.
Очевидное решение проблемы — выгнать из страны всех мигрантов. Оно может выглядеть красиво, но нереализуемо в принципе. В России слишком многие заинтересованы в мигрантах. Это и коммерческие структуры — у приезжих ниже зарплатные ожидания, а в случае нелегальной работы за них еще и не надо отчислять в бюджет налоги. Часто та или иная структура и рада бы нанять россиянина, но никто не спешит идти на непрестижную и не слишком хорошо оплачиваемую работу.
Другое решение проблемы — максимально легализовать всех мигрантов. Для этого нужно сделать как можно более простой процедуру их регистрации, а это позволит собирать хоть какие-то налоги, то есть получать поступления и в фонд обязательного медицинского страхования, и в в фонд социального страхования.
Легализация мигрантов, необходимость платить за них все налоги лишает иностранцев одного из конкурентных преимуществ — сейчас на одной и той же должности зарплата аборигена из-за обремененности налогами ниже, чем доход, получаемый мигрантом. Вдобавок бесплатные медицина и образование, которые позволяют поддерживать жизнь приезжих на должном уровне, при такой схеме достаются им заслуженно. Люди, которые получают нормальную медицинскую помощь и чьи дети ходят в нормальные школы, постепенно поймут, что им не хочется жить в сырых подвалах — так у работодателей появится необходимость строить нормальные общежития или даже поднимать зарплату до такого уровня, чтобы работник мог снимать квартиру.
В принципе все реформы законодательства о миграции последнего времени говорят о том, что правительство идет по второму варианту, который предполагает не выдворение, а легализацию миграции.
Так, 17 июля правительство одобрило законопроект, который обяжет работодателей выплачивать за мигрантов взносы в Фонд социального страхования на случай их временной нетрудоспособности. Ставка по взносам будет ниже, чем для россиян — 1,8% вместо 2,9%, но страхование не предусматривает выплат на случай беременности и ухода за ребенком, там что скидка вполне оправдана.
Против нововведения даже не возражают в «Деловой России», одном из главных лоббистов интересов малого и среднего бизнеса — предприниматели понимают, что решение проблемы нелегальной миграции крайне важно для предотвращения социального взрыва в стране.