Президент РоссииДмитрий Медведев на совещании, посвященномуновому закону «О полиции», предложилвнести в текст законопроекта несколькоправок. Президент предложил ввестижетоны для будущих сотрудников полиции,обязать их объяснять права гражданампри задержании, а также обсудитьвозможность предоставления задержанномуправа на телефонный звонок. Все трипоправки — часть предложенияроссийского отделения Transparency Internationalи Молодежного правозащитного движения.Именно они набралибольше всего голосов при обсуждениизакона о полиции на сайте zakonoproekt2010.ru.
Медведевпри этом не упомянул две другие поправкииз выигрывавшего голосование блокапредложений: запрет на препятствованиефиксировать действия полицейских накамеру и обязательство защитниковзакона составлять протоколы обадминистративных правонарушениях наместе, не прибегая к «доставлению» вполицейский участок. Президент необратил внимание публики и на 8 поправоклидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина(впрочем, поправка Митрохина о бейджикахдублирует идею о жетонах).
Занятно,что победившие в голосовании поправки— не заумные предложения о том, как женам обустроить Россию и полицию в ней.Люди проголосовали за конкретные ипонятные всем предложения. Например,номерной жетон, или табличка с именемсотрудника полиции, лишает анонимности.А от этого один шаг до наказания занарушения закона. В теории милиционери сегодня должен сказать имя и званиеи по первому требованию показатьудостоверение, но часто милиционерыпредставляются так, будто одновременножуют укроп, а требовать что-то от человекав серой форме осмелится далеко не всякийроссиянин.
Сосредоточенностьпублики на мелких, казалось бы, деталяххорошо показывает неверие граждан всвою способность влиять на глобальныевещи. Люди понимают, что радикальнаяреформа МВД, такая, как произошла вГрузии, сегодня начнется только прижелании «верхов» и многочисленныекомментарии на специальном сайте тутне помогут. Зато есть хорошая возможностьвоспользоваться тем, что президентунравится устраивать «голосовалки» вИнтернете и вырвать себе какое-нибудьнебольшое улучшение жизни, напримерприкрепить к каждому милиционерубейджик.
Вообщепредставляется, что законопроект ополиции — интересный эксперимент. ПоКонституции депутаты и организации,обладающие правом законодательнойинициативы, вносят готовые законопроектыв Думу, там их при принятии могут немногопоправить, а дальше Совет федерации ипрезидент просто одобряют (или нет)документ, не имея возможности внести внего правки. На самом деле все несколькосложней. Законопроекты, которые собираютсяпринимать, так или иначе разрабатываютсяпутем долгих согласований в заинтересованныхминистерствах и ведомствах. Часто дажепремьер-министр не в состоянии ускоритьбюрократический механизм обмена мнениямимежду множеством учреждений. Такимобразом, в Думу поступает ужесбалансированный законопроект, поэтомунеобходимость в работе парламентариевотпадает (что мы и видим — в Думе настоящимзаконотворчеством занимается хорошоесли 20 человек).
Законопроект«О полиции» — классический пример того,как ведомство реформирует само себя.Фактически он разрабатывался именно внедрах МВД и от действующего законаотличается совсем немного. Добавленолишь несколько красивых слов, дазакреплены практики милиционеров,которыми они и сегодня занимаются, нонесколько незаконно. И вот такойзаконопроект, который в обычной жизнидолжен был быть отправлен, например, вМинистерство юстиции, Администрациюпрезидента, Генпрокуратуру и так далеедля создания консенсуса внезапновыставляется на обзор удивленнойобщественности. Удивленная общественностьсмогла продавить несколько своих правоки теперь будет наблюдать за дальнейшейжизнью законопроекта, благо Медведевдал всего две недели на его доработку.