Уже три недели активно обсуждается судьба брачного контракта ЮКОСа и “Сибнефти”. Наконец, появились относительно официальные комментарии по этому вопросу (в последнее время это было достаточной редкостью). Информация о подробностях циркулировала по преимуществу в форме слухов. Впрочем, и сейчас многое остается в PR-тумане.
Сегодня заместитель председателя правления ЮКОСа Юрий Бейлин заявил, что ЮКОС направил список своих кандидатов для избрания в совет директоров “Сибнефти”, и будет участвовать в голосовании на внеочередном собрании акционеров “Сибнефти”.
Правда, по утверждению представителей управляющей “Сибнефтью” компании Millhouse Capital, в бюллетень о голосовании включены только действующие члены совета директоров, поскольку никаких предложений по кадровому вопросу не поступило.
Бейлин также сообщил, представлявшие вчера интересы ЮКОСа сотрудники “Сибнефти” проголосовали за изменения в уставе “Сибнефти”. Эта информация противоречит активно гулявшим предварительным утечкам, которые “Полит.ру” заподозрил в принадлежности к PR-кампании одной из сторон. Подобное поведение ЮКОСа вроде бы подтверждает готовность продолжать слияние.
Впрочем, что произошло в действительности, мы все равно пока не узнаем. Информацию могут держать “взаперти”.
Среди активно муссирующихся вопросов – проблема разнообразных компенсаций: своеобразного “штрафа”, выплачиваемого инициатором разрыва, а также компенсации ущерба от падения стоимости акций и устранения эффекта беспроцентного кредита, в который как бы превращается оплата акционерами ЮКОСа стоимости приобретенных (как выясняется, на время) акций.
Даже если “Сибнефти” удастся избежать выплаты компенсации первого рода, ЮКОС попробует продавить хотя бы что-то. Financial Times (в последнее время – не слишком надежный источник по таким вопросам), ссылаясь на близкое к переговорам лицо, сообщила, что акционеры ЮКОСа хотели бы все же добиться получения 200-300 млн. долларов, если разделение компаний будет идти гладко. ЮКОС также якобы дает понять, что понизит свои требования в обмен на помощь в освобождении своих акционеров из тюрьмы.
С другой стороны, источники, близкие к "Сибнефти", говорят, что никакой компенсации не будет, так как они тоже пострадали от падения стоимости акций после ареста бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Газета отмечает, будто акционеры ЮКОСа не торопятся с разводом, так как сохранение "Сибнефти" внутри ЮКОСа может якобы помочь компании защититься от возможных попыток лишить ее активов.
При этом один из акционеров ЮКОСа Леонид Невзлин информацию о разводе двух компаний косвенно подтверждает. Вчера он заявил, что в ближайшее время менеджеры компании публично расскажут о предварительном плане по расторжению сделки с “Сибнефтью”, чтобы избежать кривотолков.
Кроме того, Невзлин пояснил и ситуацию с компенсациями: акционеры ЮКОСа не будут добиваться их выплат через суд. Но вопрос этот может возникнуть на любом из этапов формирования новой сделки. Пока же имеется "не юридический документ, а некий план действий, а дальше последуют юридические документы".
Ранее Невзлин называл конкретную сумму, которая должна выплатить ЮКОСу “Сибнефть” – 2 млрд. долларов.
Напомним, что о слиянии двух нефтяных компаний было объявлено в апреле 2003 года. Несмотря на все неприятности, случившиеся впоследствии с ЮКОСом, купившим “Сибнефть”, руководство обеих компаний от сделки не отказывалось. И лишь 28 ноября, когда должен был состояться завершающий этап сделки – избрание совета директоров объединенной компании, “Сибнефть” распространила якобы совместное заявление о приостановке слияния. ЮКОС же уточнил, что решение было принято “Сибнефтью” в одностороннем порядке.
Тогда же появилась информация в издании “Газета” о том, что Роман Абрамович обсуждал ситуацию со слиянием двух нефтяных компаний с Владимиром Путиным, который вроде бы одобрил передачу оперативного управления объединенной компанией представителям “Сибнефти”. Одним из вариантов кадрового расклада в этом случае мог стать такой: президент “Сибнефти” Евгений Швидлер в качестве главы “ЮКОССибнефти” и экс-глава администрации президента Александр Волошин в качестве председателя совета директоров объединенной компании. Группа “МЕНАТЕП” сразу же опровергла информацию о том, что ЮКОС готов отказаться от управления новой компанией. Вероятно, именно нежелание акционеров ЮКОСа идти на фактическую потерю управления собственностью и поставил лояльную к власти “Сибнефть” перед необходимостью все же дистанцироваться от всего происходящего.
Как это все понимать? Ясного ответа не будет, поскольку ЮКОС находится на пересечении нескольких сюжетов. Понятно, в логике перехвата собственности – для атаки на Ходорковского и партнеров был выбран “правильный” момент, создание очень мощной и перспективнейшей кампании “ЮКОССибнефть”. Для “голодных олигархов” лучше было бы отнимать сразу самый лакомый кусок. С этой логикой может быть связан сюжет с попыткой перехвата управления в объединенной кампании с помощью менеджеров “Сибнефти” в качестве посредников. Неудача мягкого отъема запустит, вероятно, более жесткие механизмы, грозящие бизнесу компаний. А разрушать лучше по частям.