Сегодня Герман Греф опроверг информацию о планах создания региональной авиакомпании на базе «ЮТэйр». Скорее всего, это значит, что новый перевозчик, над проектом которого сейчас работают Сбербанк и ВТБ, будет создаваться с нуля. Возможно, транспорт для этого будут закупать у отечественных авиастроителей, что сулит крупные вливания всей отрасли.
Ранее банки не исключали создания новой компании на основе одной из существующих. О том, что под проект могут забрать «ЮТэйр», на прошлой неделе сообщили «Ведомости», ссылаясь на несколько анонимных источников. Объяснялся этот вариант развития событий тем, что у компании огромный банковский долг, свыше половины которого (примерно 30 миллиардов рублей) приходится на Сбербанк. Все кредиты были выданы авиакомпании в 2015-м году, ВТБ не входит в число кредиторов. В результате сделки долг «ЮТэйр» перед Сбербанком в этом случае мог бы быть конвертирован в акции. «К тому же Минтранс на одном из недавних совещаний по долгам «ЮТэйр» заявил, что есть указание президента РФ не банкротить авиакомпании», — приводит «Интерфакс» слова одного из участников совещания.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа (один из основных акционеров «ЮТэйр») уже успело направить в Минтранс информацию о готовности авиакомпании компании включиться в проект. «В силу особенностей географического положения региона, его значительной площади, количества аэропортов, расположенных в Югре, и большого числа удаленных населенных пунктов решение задачи по увеличению региональных авиаперевозок актуально для жителей региона», — сообщили в департаменте общественных и внешних связей региона изданию «Накануне». Но, отвечая сегодня на вопросы журналистов в рамках Гайдаровского форума, глава Сбербанка исключил такой сценарий. «Это кто-то из ваших братьев или сестер генерирует. Да нет, конечно», — сказал Греф.
Напомним, что о поручении правительства госбанкам создать авиакомпанию для региональных перевозок, чей пассажиропоток составит до 10 млн человек в год, стало известно в октябре. В настоящее время в России с таким объемом пассажиров работают два холдинга: «Аэрофлот» и S7 Group. Предполагается, что новая авиакомпания позволит совершать перелеты напрямую между регионами, минуя столичные хабы.
Несколько дней спустя глава ВТБ Андрей Костин опроверг информацию о поручении из правительства. По словам Костина идея создания такого перевозчика принадлежит Герману Грефу, а сам он ее «активно поддержал». Однако руководитель кредитной организации подчеркнул, что партнерство с государствомдля реализации идеи в любом случае необходимо. «Без субсидий региональных перевозок эта сфера будет убыточной», — предупредил Костин, оценив предстоящие инвестиции в проект как минимум в 1 млрд долларов. Эти деньги пойдут на покупку самолетов, которые в дальнейшем будут отданы операторам в лизинг. По словам Костина, не исключено приобретение иностранных воздушных судов, поскольку «многие наши аэропорты не подходят для российских».
Однако теперь ВТБ и Сбербанк заинтересовались самолётами производства ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), как сообщает «Интерфакс». «Я бы не хотел предварять бизнес-модель, которую коллеги будут, наверное, отдельно презентовать, но если идея состоит в том, чтобы сделать компанию, которая будет заниматься региональными авиаперевозками, то, наверное, будут востребованы и самолеты турбовинтовые — мы хотим предложить им наш самолет Ил-114, который поступит в эксплуатацию с 2021 года. Ну, и, разумеется, региональный стоместный самолет SSJ-100, — заявил глава корпорации Юрий Слюсарь в интервью телеканалу "Россия 24" — Для нас тренд увеличения в портфеле количества гражданских самолетов является основным». Он рассказал, что к 2025 году ОАК планирует выпускать 120-140 гражданских самолетов в год, возможно, к этому времени у корпорации уже появится новый отечественный заказчик.