Когда Владимир Путин внезапно объявил о создании нового министерства по строительству и ЖКХ, у политизированной общественности сразу возник целый ряд вопросов. Официально Путин объяснил мотивацию создания нового министерства на встрече с его новым главой — бывшим ивановским губернатором Михайлом Менем: «Что касается строительного сектора, то он не только в нашей стране, но и во всех странах мира является в известной степени драйвером развития всей экономики, и наша экономика в этом смысле не исключение. А относительно жилищно-коммунального хозяйства здесь и говорить не приходится, и так ясно уже, проблемы ЖКХ набили оскомину. Нам хорошо всем понятно, насколько это важно практически для каждой российской семьи, насколько это сегодня сложно для решения, прямо скажем, имея в виду и экономические проблемы этой отрасли, и накопившиеся здесь дисбалансы».
Однако вопросы это сняло лишь до известной степени. Логика «есть проблема — создай под нее структуру» известна, и такой подход часто практикуется российскими бюрократами, но ведь под эти проблемы уже было создано целое министерство — регионального развития, во главе с другим бывшим губернатором Игорем Слюняевым. Если он с задачами не справлялся, то логичнее было бы сменить главу ведомства, если не хватало полномочий — то расширить полномочия, но избран был другой ход.
Собственно с созданием нового министерства встал и вопрос — а чем теперь вообще будет заниматься министерство регионального развития, из ведения которого изъяли практически все сферы?
Новое занятие для Минрегиона, похоже, придумали. Как сообщили источники «Коммерсанта», министерство сосредоточится на межнациональных отношениях. «Фактически это воссоздание Миннаца»,— заявил изданию один из чиновников.
Пока, впрочем, официально будущее Минрегиона еще прояснено и чиновники ждут поручений Владимира Путина по итогам последнего совещания по межнациональным отношениям в Уфе. Но планы уже озвучиваются. По данным «Коммерсанта», министерству подчинят новую структуру, призванную мониторить уровень межнациональной напряженности в российских регионах. А возглавить ее вроде бы зовут бывшего представителя президента в Совете Федерации Александра Котенкова.
Решение воссоздания министерства по делам национальностей обсуждается уже не первый год. Министерство по делам национальностей существовало в России до начала 2000-х, в правительстве Касьянова был отдельный министр, курировавший национальные вопросы, но уже в правительстве Фрадкова такой должности не оказалось. Его заменил Минрегион, которому вменялось в обязанность и следить за межнациональным миром и согласием. Однако иные функции, куда более денежные и понятные для управленцев, все-таки перевешивали.
Это признал накануне выборов 2012 года и Владимир Путин. Одна из его предвыборных статей была полностью посвящена национальному вопросу и в ней имелся, в частности, и такой пассаж: «в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Сейчас эти проблемы находятся в ведении Министерства регионального развития и за ворохом текущих задач вытесняются на второй, а то и третий план, и такую ситуацию надо исправить».
Правда, против создания отдельного министерства тогда выступили глава Минрегииона Виктор Басаргин и вице-премьер Дмитрий Козак и идея воссоздания Миннаца застопорилась. Не мытьем, так катаньем — выдернув из-под министерства все «вкусные» темы, Минрегиону фактически не оставили другого выбора, как заниматься национальными вопросами.
Решение, конечно, изящное, но что оно на практике даст — вот вопрос. Национальная проблематика — та тема, к которой как ни пытались российские власти подступиться, ничего путного не выходило. У нас есть целая «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена в декабре 2012 года), Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014−2020 годы)» (утверждена правительством в августе 2013 года), специальный замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов, теперь будет еще и министерство с целой мониторинговой службой, но результатом всей этой работы пока является только скандалы типа «бирюлевского погрома».
Можно, конечно, ссылаться на то, что упомянутые документы только приняты, а вот когда работа всерьез пойдет, тогда-то мы, мол, и увидим результат. Оправдание слабоватое, ибо принятые документы — далеко не первые, люди работали и раньше, но эффекта особо так и не наблюдается. И есть большие сомнения, что он будет теперь. Опять-таки — для бюрократов понятно и приятно заниматься конкретными вещами. Строительство, ЖКХ, Олимпиада, выборы — это понятно, конкретно. А межнациональный мир — это уже из области абстракций. Мероприятие провести — это одно, но вряд ли концертом на «день народного единства» можно заменить само народное единство, которого в природе не наблюдается.