Прошедшая рокировка в российском правительстве вызвала оживленную дискуссию в обществе и СМИ. Естественно, главное внимание привлекли две персоны, участвующие в рокировке: Сергей Иванов, генерал-полковник запаса, старожил и ветеран правительства, и его сменщик – Анатолий Сердюков, лейтенант запаса, впервые занявший место за столом премьера – в ранге министра обороны Российской Федерации.
Несмотря на тот панегирик, который произнес наш Президент в адрес бывшего министра обороны, не все так гладко остается в армии. За шесть лет руководства Сергея Иванова реформа в армии, в сущности, не проведена, и все успехи и достижения сводятся к переводу армии на контрактную основу, что достаточно спорно. Не решена проблема отсутствия в Российской армии сержантской прослойки. Правда, следует признать, что проведено значительное физическое сокращение личного состава армии с 1,5 млн человек до 1,1 млн. Армия получила привилегию проводить модернизацию устарелой техники на собственных заводах (что не совсем прозрачно) и право ее реализации за рубежом, но по явно заниженным целям. Объединены Приволжский и Уральский военные округа. Объединены ВВС и ПВО, при этом ликвидирована армейская авиация. Ликвидированы российские базы в Камрани (Вьетнам) и на Кубе. Начато формирование горных бригад в Северо-Кавказском военной округе. Достижением считается начало поставки в войска в последние два года новой техники батальонными танковыми и мотострелковыми комплектами. Хотя в советские времена поставки осуществлялись полковыми комплектами, а нынешняя Индия, при примерно одинаковом в процентном отношении военном бюджете с Россией, производит замену техники дивизионными комплектами. В 2004 году было закуплено 300 танков, в 2007 году – 360 танков. За последние четыре года в войска поставлено аж 159 танков (в 2003 году – 80 Т90С; в 2004 году – 31 танк, в 2005 – 17 танков Т90; в 2006 году запланирован 31 танк Т-90). Основу танковых войск в России в настоящее время составляют танки Т-72 в количестве 6000 штук и Т-80 – около 5000. Плюс на хранении находятся 4000 Т-64, 8000 Т-62, 10 000 Т54/Т-55. Да и поставки новой техники идут в основном в Московский военный округ, а не в приграничные военные округа. При нынешних темпах поставок для замены техники потребуется около 100 лет. Но это уже проблема нового министра.
Кадровые перестановки в правительстве, на первый взгляд – неожиданные, на самом деле готовились заранее, и в высших эшелонах власти об этом известно было давно. Теперь становится понятным отсутствие Сергея Иванова на заседании Академии военных наук, где обсуждались важнейшие вопросы будущего российской армии – новая военная доктрина – и где вместо него выступил со своим видением военной доктрины начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. Понятно и продление контракта начальника Генерального штаба, когда второй раз за постсоветскую военную историю (после маршала Игоря Сергеева) на два года продлили срок воинской службы после 60 лет.
Поэтому первый вывод из перестановок – изменений в подходах в военной доктрине, к оценкам и выводам из военных и невоенных угроз, к принципам сотрудничества со странами СНГ и Европы, к предложенным структурным изменениям Российской Армии ждать от начальника Генерального штаба не стоит.
Второй вывод заключается в том, что министерством обороны РФ будет руководить товаровед-финансист, еще один политик из «питерской обоймы», который возьмет на себя финансовые и снабженческие проблемы армии.
Принципиально важно то, что произойдет реальное разделение функций и задач Министерства обороны, возглавляемого далеким от армии лицом, и Генерального штаба, позиции которого будут значительно усилены, – при одновременном фактическом уменьшении участия министра обороны в стратегических и оперативных вопросах, решение которых будет возложено на Генеральный Штаб РФ, где его роль в принятии решений будит чисто номинальной. Подписывая и утверждая документы, не являясь специалистом в военном деле, он будет поверхностно знакомиться с основами стратегии и оперативного искусства, всецело завися от «дядьки-наставника», роль которого определена для начальника Генерального штаба. Или, по израильскому варианту, при нем будет «свой советник», который будет расшифровывать для него «птичий армейский язык» терминов: космические войска – «УВС РКО» (управление по вводу средств РКО), ВВС и ПВО – авсрлдн (авиабаза самолетов радиолокационного дозора и наведения); флота – дрпксн (дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения) или Брковр (бригада кораблей охраны водного района), сухопутных войск – обсрто (отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения). А таких сокращений тысячи.
Видимо, Генеральному штабу будет делегировано стратегическое и оперативное руководство войсками и силами, без вмешательства в политические и экономические вопросы. Таким образом, можно полагать, что будет продолжена преемственность курса ранее разработанным тандемом Иванов – Балуевский и не будет потрясений и ломок, связанных с «новой метлой».
В противном случае в России повторится «синдром Корпуса Российских спасателей», когда незнающие дилетанты, гражданские в сущности и по знаниям люди, пользующиеся поддержкой первого лица, лейтенанты запаса в течение двух-трех лет становились генерал-полковниками, генералами армии и Героями России, подрывая тем самым авторитет самой армии и высший воинских званий. Не хватало еще, чтобы на потеху всему миру товаровед по профессии стал еще одним Маршалом России.
Третий вывод. Кадровые перестановки можно считать и началом предвыборной гонки за должность первого лица России, где основным фаворитам уравняли финансовый вес. Вес председателя Совета директоров «Газпрома» Дмитрия Медведева практически равен весу Сергея Иванова как куратора военно-промышленного комплекса, где ресурс не меньше (а может быть, и побольше) газпромовского.
Четвертый вывод, но наиболее важный. Главным итогом нынешних перестановок в правительстве следует считать не то, кого назначили министром обороны, а то, что Сергей Иванов ушел от будущих обвинений и ответственности за проблемы, которые могут возникнуть в армии и на флоте. В результате правительственной рокировки влияние Сергея Иванова значительно усилено, и я не удивлюсь, если он станет и премьер-министром – в случае реализации не вполне исключаемого некоторыми аналитиками варианта выдвижения на третий срок Владимира Владимировича Путина, «идя навстречу многочисленным пожеланиям президентов республик, губернаторов, сенаторов, трудовых коллективов».
Видимо, с учетом последнего вывода Анатолий Сердюков уже определил свои приоритеты (или приоритеты, рекомендованные ему Верховным Главнокомандующим) основных направлений развития Вооруженных сил. По его словам, это «Прежде всего, социальная сфера – обеспечение военнослужащих жильем, боевая подготовка, модернизация Вооруженных сил, увеличение контрактников и переход на 12-месячный срок службы с 1 января 2008 года».
От нового министра не ждут разработки новой доктрины. Не ждут, что начнется поступление в войска новой боевой техники. Не ждут проведения стратегических и оперативных учений. Не ждут реальной военной реформы. Судя по заявлению, вся его деятельность будет подчинена не резкому повышению боевой готовности Российских вооруженных сил, а снижению социальной напряженности в войсках в преддверии предстоящих выборов следующего Верховного главнокомандующего. А для этого подойдет любой верный приближенный – питерец, с твердым характером и неважно каким образованием. Как бы не пришлось России вспоминать уроки и выводы из израильско-ливанской войны лета 2006 года, когда назначенный по политическим причинам профсоюзный деятель оказался полностью ненужным и беспомощным в ситуации нежданной войны.