1 сентября, как и положено к праздничку, соцсети и другие СМИ РФ обошла в чем-то даже революционная новость: де, министр Ливанов заявил, что при оценке экзаменационных сочинений (они возвращаются в обиход) грамотность проверяться не будет. Ну да, ужас-ужас-ужас, кто б спорил.
Вот вариант изложения от «Коммерсанта»: «Главное нововведение этого учебного года — обязательное для всех 11-классников выпускное сочинение. Его будут писать в декабре, причем дается две возможности для пересдачи — в феврале и апреле. Сочинение рассматривается как допуск к ЕГЭ: госэкзамен будут сдавать только ученики, получившие зачет за творческую работу. Впрочем, не получить его будет крайне сложно: сочинение проверят учителя тех, кто его написал. Грамотность проверяться не будет вообще».
Тема изменений в ЕГЭ - не новость, у нас это было в «Сочинение. Возвращение». Речь шла и о том, что сочинение школьники будут писать не в конце учебного года, а в декабре. Потому, что ученики, получившие неудовлетворительную оценку, будут не допущены до сдачи ЕГЭ. Так что им надо дать возможность пересдать – например, в феврале. Там же было о «направлениях», на основе которых будут выбраны темы для сочинений. Они, конечно, фундаментальные, как уж принято:
«Первое направление, «Недаром помнит вся Россия», приурочено к 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова. Второе, «Вопросы, заданные человечеству войной», предполагает рассуждения о причинах военных конфликтов и влиянии войны на судьбу человека и страны. О семейных ценностях и о взаимоотношениях поколений должны навести направления «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» и «Спор поколений: вместе и врозь». Пятое направление, «Чем живут люди», предполагает «рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия». Конкретные темы будут выработаны только к декабрю, они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене».
То есть, сейчас вся новость в словах «Грамотность проверяться не будет вообще». Ее, со ссылкой на министра Ливанова, приводит не только «Коммерсант», отчего намечается путаница. Потому что некоторые СМИ даже дают ссылку на документ министерства, в котором эти слова есть. Вот он. Но этот документ, собственно, что такое? Это краткое резюме такого мероприятия: «8 июля 2014 г. в Минобрнауки России прошло первое заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах». 8 июля, да. И там, да, есть и это:
« Система оценки зачет/незачет и необходимость проверки грамотности текста также стали поводом интенсивного обсуждения.
«Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно, - сказал Дмитрий Ливанов, - это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел».
Обменявшись мнениями, члены Совета решили, что необходимо строго регламентировать только количество допустимых пунктуационных и орфографических ошибок».
Ну, логично. Кто пишет сам – нюанс поймет. Всегда же надо вычитывать тексты после написания. А школьникам же не дают через какое-то время второй подход – для редактуры, не так ли? Остается непонятным только то, почему эту фразу не заметили в июле, а вытащили только теперь. А само нынешнее цитирование Ливанова связано с тем, что 29 августа «Советом по вопросам проведения итогового сочинения определены направления тем нового выпускного испытания».
Там ничего принципиально нового не было, темы все те же («Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Чем живут люди» и т.п.). Так что речь шла о каких-то технических деталях, типа «Более детально порядок проведения итогового сочинения (изложения), а также критерии его оценивания будут изложены в методических рекомендациях и направлены в субъекты Российской Федерации, а также учредителям и загранучреждениям в срок до 1 октября 2014 года». Ничего принципиально нового.
Возможно, об отмене проверки на грамотность решили вспомнить к 1 сентября, чтобы сделать школьникам что-то приятное. Вообще, там тоже пока смутно сказано: «необходимо строго регламентировать только количество допустимых пунктуационных и орфографических ошибок». То есть, косвенно грамотность все же оценивается – если уж перейти все границы. А в принципе все логично. Бывают же описки и опечатки. Вот, в той самой новости с сайта министерства, на которой Ливанов говорил свои слова, выступление Н.Солженицыной передано в стенограмме так:
«Она высказалась в пользу идеи необходимости представления сочинения при поступлении в вуз.
«Зачем человек пишет? Только для того, чтобы опустили к ЕГЭ? Этого очень мало», - заключила Наталья Солженицына»
Там не только «опустили» вместо «допустили», но и точка в конце забыта. Ну и что? Разумеется, Ливанова сейчас непременно выдерут из контекста, вариант очевидный: министр вообще против проверки грамотности, он против грамотности вообще, а его министерство превращает наше будущее в… ну и так далее. Вон, у меня в фб как раз П.Д. уже прокомментировал: «а еще можно просто закрыть школы. Думаю, пока этого не делают только потому, что не знают, чем занять малолетних. Сейчас дружины антмайданные организуют – найдется и пионерам дело..» Также в борьбу с Ливановым должны вступить граммар-наци и, разумеется, просто досужие граждане, которые будут глубоко рассуждать на тему, что без грамотности никакая мысль не может быть выражена точно и т.п.
Предыдущее выдирание из контекста
С Ливановым это часто случается (когда выдирают из контекста). Что, в общем, ему даже в плюс – значит, следят со всем вниманием и неподдельно переживают. Даже по неожиданным поводам. В прошлый Ливанов возбудил аж гражданско-политическое негодование члена партии «Единая Россия». Дело было тоже недавно:
«МОСКВА, 27 авг — РИА Новости. Министерство образования и науки отказалось от идеи ввести в школах РФ единый учебник по истории, сообщил на пресс-конференции глава министерства Дмитрий Ливанов.
"У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один единственный учебник", — сказал министр».
Эти простые и, в общем, понятные слова были восприняты нервно. Фактически, целое батальное полотно:
«Депутат Госдумы, член Генсовета "Единой России" Владимир Бурматов жестко прокомментировал отказ министерства образования и науки России внедрять единый учебник по отечественной истории. По его мнению, глава ведомства Дмитрий Ливанов сорвал поручение президента Владимира Путина.
"Заявление Ливанова я считаю, по меньшей мере, странным, поскольку никаких внятных разъяснений этого решения не последовало. Не объяснился министр и по поводу того, по какой причине сорваны сроки подготовки единого учебника истории, кто является виновным в этом, и как целое ведомство не сумело справиться с президентским поручением", – сказал Бурматов.
Неспособность целого ведомства разработать учебник, важность которого неоднократно подчеркивалась на самом высоком уровне, свидетельствует о недееспособности и полной беспомощности чиновников профильного министерства, убежден депутат. "Над созданием учебника работали сразу несколько групп экспертов. Более того, насколько мне известно, на определенные расходы, связанные с этим проектом, выделялись денежные средства. Министерство образования заявлением министра фактически расписалось в своей полной беспомощности", – подытожил политик.
От бездействия Минобразования пострадают и школьники, и учебный процесс в целом, пишет "Русская служба новостей". Создание единого учебника по отечественной истории должно было стать первым шагом на пути к синхронизации школьных курсов по нескольким дисциплинам, подчеркнул парламентарий».
Ну, Ливанов ответил (вопросы задавали «Известия»):
«… Необходимо расшифровать укрепившееся понятие «единый учебник истории». Это, конечно же, не одна единственная и всеобъемлющая книга, по которой станут учиться все классы поголовно.
«Единый учебник истории» — это целая концепция, которая призвана привести к содержательному и структурному единообразию учебники для всех возрастных групп школьников, равно как и методические пособия для учителей, саму систему преподавания».
Собственно, он это сразу уже и сказал. Но «Известия» явно взбудоражены депутатом Бурматовым и задают прямой вопрос:
«- Если не будет единого учебника — то что подразумевают стандарты? Может быть много разных учебников, но сделанных по единому стандарту? Не является ли это нарушением поручения президента страны?
— Поручение президента будет выполнено. Оно звучит так: «организовать разработку учебников, учебных пособий и методических материалов на основе концепции с привлечением различных авторских коллективов, в том числе молодых ученых, а также проведение научной экспертизы разработанных учебников и их широкого общественного обсуждения». Именно такая работа совместно с Российским историческим обществом и велась».
Вообще-то, В.Бурматов тут выдрал из контекста даже не слова Ливанова, а – В.В.Путина. Или что же, до этого в партии «Единая Россия» все были уверены в том, что В.В.Путин действительно имел в виду написание такого учебнища, по которому учились бы все от первого класса – до бакалавров? Сама по себе это хорошая идея. Некоторые любят, чтобы всегда была какая-нибудь Главная книга. Но это все-таки другой проект, его придется рисовать отдельно.