3 июля было заседание президентского Совета по межнациональным отношениям. С участием президента и министра культуры. Собственно, логично: если речь о межнацотношениях, то культура (в каком то из прикладных вариантов) тут вполне инструмент. Но, конечно, тут нюансы на тему какая именно, что за инструмент и что вообще имеется в виду. В смысле – как, в идеале, эти отношения должны быть выстроены. Причем, согласно А.Колесникову, в начале Путин вообще заговорил о патриотическом воспитании молодежи.
Еще он (Путин) сообщил, что внимательное отношение к культуре народа позволит избежать тяжелых последствий таких, как в Ираке или иракском Курдистане. В смысле, "там, как слон в посудной лавке пришли, оттоптались, ушли и все под хорошим предлогом, все с благами намерениями". Потому что пришли и стали навязывать шаблоны, "в том числе в сфере культуры, образования, в политике, пренебрежения историей и традициями отдельных народов". Ну, понятно кто пришел.
Вообще, Мединский выручает повестку: не было б его – осталась бы одна только Украина. Ну а тут по случаю еще и межнац. отношения.
Шаблоны, разумеется, не есть хорошо, хотя в данном случае не вполне понятно, какое отношение все это имело к теме данного мероприятия. Ну, что такие мероприятия имеют в виду – сразу не понять. Этого и сами участники не знают. Они же все о своем, а уж как это сложится вместе – природа рассудит. Соответственно, излагать все это надо просто отдельными кейсами. Кейсиками даже.
Мединский против китайских и др. кварталов
На мероприятии он заявил, что "странно понимаемая политика всетолерантности, мультикультурализма - это устаревшая тактика консервации". По его словам, "подобная политика завершилась полным крахом в Германии, во Франции и ряде других стран Европы. Мы считаем, что в России не нужно "толерантно" терпеть своего соседа, изолировавшегося в обособленном квартале. Наша традиция - это уважение, любовь, знание и понимание традиций, самое главное - общее соработничество". И вот именно на этом должна базироваться дружба народов в России. То есть, это уже рамочный, системный такой вывод.
Вывод был подкреплен с бытовой стороны: он категорически против "практики, когда люди одной национальности компактно проживают в отдельных кварталах". Вот: "Эта устаревшая тактика консервации множества изолированных субкультур завершилась полным крахом в Германии, во Франции, в других странах Европы, где индусы, арабы, турки попросту игнорируют обычаи и язык страны пребывания".
Министр явно полагает, что отдельные кварталы возникают ровно по решениям местных властей в организованном порядке. И да, он уверен в том, что такая практика возникла исключительно в Западной Европы - по ходу развития тамошнего мультикультуризм исключительно в конце ХХ века. А слово "соработничество" – да, это еще раз кул, чисто Солженицын.
Уроки в музеях и системность
Предыдущий случай интересен именно тем, как системно он видит все явления жизни. Например, следующее – вполне разумное предложение: проводить в музеях уроки, предоставляя для этого бесплатный вход школьникам с учителями. Но только это тема не столько патриотико-идеологическая, сколько просто вопрос существования музеев. На территориях, где загнивает порочный мультиктультурализм, так и делают – и не только по поводу уроков. Учитывая появление мультмедийки, в музеях и бибиотеках можно просто работать. Интернет, всякое такое. Вообще, это вопрос функционирования отдельного объекта культуры. А бесплатность оправдывается, так привлекаются люди, которые заплатят за всякое там другое.
Но у Мединского же системность: "Нужно системно проводить уроки в музеях, именно проводить последний урок истории или литературы, лучше сдвоенный, в музее". То есть, уже подумал и о сдвоенных уроках, кул. Вывод: "Если будет дано соответствующее поручение Минобрнауки, мы откроем двери госмузеев, чтобы школьные группы с преподавателями могли посещать их бесплатно". Вывод: сами музеи с таким предложением не обращались. Вопрос: а почему Минкульт не может сделать это без поручения Минобраза? Что, какая-то вертикаль покосится?
Вертикаль культуры
Методика министра традиционна для него: не просто так организовать музеи, а с конкретным и заранее заданным намерением развивать меэжнацотношения через культуру. Еще более конкретно через "ценности и сокровища русской культуры". Ну, кажется все эти отношения ставятся под опеку русской культуры, что как-то даже и противоречит словам Путина о внимании к другим культурам (типа "навязывать шаблоны").
Причем, похоже, что Мединский тут и в самом деле не согласен. Следующее предложение состояло в призыве к Минобразу изменить соотношение часов преподавания русского и иностранных языков в пользу уроков русского языка: "соотношение русского и региональных языков в образовании должно быть однозначно в пользу русского. Просим дать соответствующее поручение Минобру. Если этого не сделать, то какая культура? Все наши усилия будут абсолютно бесполезными".
Любопытно, что число часов русского можно увеличить вовсе не только за счет иностранных и региональных языков. Мало того, можно было и не говорить, за счет чего именно. Просто "увеличить" и все тут. Нет, подчеркнуто именно за счет чего: типа чтобы общая системность. Раньше, пожалуй, это могли бы назвать и политикой насильственной руссификации. Но, в общем, мало ли что говорится на таких совещаниях. Но как, все же, быть со словами Путина о "пренебрежении историей и традициями отдельных народов"?
Русская культура – это системно
Причем, это (предыдущее) проскочило не случайно. Далее Мединский подчеркнул, что объединяющие ценности русской культуры коренятся в традиционных религиозных нормах, шедеврах классики и общей исторической памяти: "Сегодня мы должны конвертировать эти ценности в понятную для молодежи форму, сделать их манящими для молодого человека любой национальности. Чтобы именно Суворова и Багратиона, Пушкина и Даля, Тараса Шевченко, Левитана, Айвазовского, Рахманинова и Хачатуряна каждый молодой человек считал своими соотечественниками, своим наследием по праву родства". Прочтет человек Айвазовского, ощутит себя соотечественником и включится в соработничество.
Не, не так все просто. Ведь требуется еще и правильное восприятие Левитана с Хачатуряном. Потому что далее сообщено: "Нужно срочно реформировать все театры юного зрителя в регионах, чтобы там ставились произведения школьной программы". То есть, тут уже и конкретная организация репертуара. В общем, сразу целая фабрика с техзаданием: "в ТЮЗах надо ставить классику технологически современно, но без сущностных искажений, без странностей под видом нового прочтения. А то гоголевская Русь-тройка превращается неожиданно в троицу соображающих у помойки алкоголиков, как в одном московском театре. Именно такой образ был создан под вывеской "Мертвых душ"".
Русская культура - вертикаль ваще всего
Логика министра дошла уже и жизни на раёне. Таких всеобъемлющих идей не было уже давно: "Этническая музыка, танцы, дизайн могут стать явлением молодежной моды. Мы считаем, что в каждом доме народного творчества необходимо создать отделы традиционной народной культуры, где будут работать фольклористы, этнографы, краеведы…Вообще лучше поддерживать в наших ДК не хатха-йогу и фэншуй, а мастер-классы традиционных технологий для детей - народных боевых искусств и народной кулинарии".
"Традиционная народная культура" - это что?
На мероприятии случилась мизансцена. Мединский пригласил Путина на фестиваль традиционной народной культуры в Сочи. Путин сказал спасибо, но уточнил: "Я может чего-то не понимаю, но, по- моему, народная культура - она и есть народная культура. У нас нет нетрадиционной народной культуры. Или я чего-то уже отстал?"
И это очень интересная (для Минкульта - тоже) тема. Вот шансон, наколки, локально-социальная лексика – что это, как не традиционная народная культура? Данный вопрос не есть попытка принизить традиционную народную культуру, а наоборот - отметить, что тема тут безусловно важная и актуальная, так что как же ее не расширить? Ибо, как сказал В.В.Путин там же: "Главное - здесь не должно быть места догматизму и казенщине, иначе эффект может быть прямо противоположным ожидающемуся". А он, между прочим, говорил о том, что "в мире идет жесткая борьба за умы, за идеологическое информационное влияние". Тут уже и Минкульту надо думать о русских народных боевых искусствах, а не только об этническом дизайне.