Российским девятиклассникам в рамках Государственной итоговой аттестации (ГИА) предстоит сдавать устную речь. Как заявила в интервью телеканалу НТВ министр образования и науки Ольга Васильева, в ряде регионов страны этот экзамен будет в пробном порядке проведен уже в нынешнем, 2017 году.
«Пока это пилотный проект. Через год это будет вся страна», – приводит слова министра интернет-издание «Ленту.ру». «Мы возвращаемся, по существу, к тому, что мы должны говорить, мы должны объяснять свои мысли, мы должны красиво разговаривать на родном языке», – добавила Ольга Васильева.
Напомним, ГИА – экзамен в девятом классе средней школы в России, аналог ЕГЭ для 11-х классов. Сейчас обязательными являются русский язык и математика плюс два экзамена по выбору учащихся.
В социальных сетях на новость о введении нового предмета (или же разделении русского языка на два предмета) вызвала живой отклик. Преобладают при этом мнения наподобие «Очень хорошая инициатива!», «Наконец-то», «Пора», «Давно надо было!», «Самое время», «Я за!».
«Нынешнее поколение школьников не умеют связано разговаривать, какой-то непереводимый сленг. Скоро мы не сможем их понимать, так что вовремя», – пишет, например, пользователь Галина Семина. «Просто порадовала меня новость! Неужели "наверху" стали понимать, что важнее правильно говорить на родном языке, нежели свободно изъясняться на иноземном», – приятно поражена пользователь Наталья Долгова из Мурманска, выпускник Санк-Петербургского университета экономики и финансов.
«Наконец-то! А то ведь разговаривать на хорошем русском языке разучились, особенно в селе. Ещё бы и учителей (по всем предметам!) обязать сдать экзамен по устной речи, а то, бывает, такого наслушаешься. А ведь это дети слышат ежедневно на уроках, с первого класса (эти бесконечные ложить – а то и полОжить, поклади, свеклА и "прочие безумные глаголы"...», – считает Марина Захарчук, из Белгорода, бывший сотрудник издательского отдела Белгородско-Старооскольской митрополии.
«Наконец-то. Осталось ввести риторику и логику!», – убежден пользователь Роман Еремян. «Я для себя давно сделал вывод, что навык стройной, логичной, красивой речи – важнейший для любой области деятельности, где приходится быть убедительным, интересным, а кроме того, развитие устной речи очень дисциплинирует оперативное мышление и повышает общую культуру языка и личности. Можете сколько угодно мне рассказывать про бедных школьников, но реальная жизнь показывает что важнее, а что не слишком важно», – добавляет он.
«О! Как хочется надеяться...», – отмечает Лариса Занина, доктор педагогических наук, профессор Южного федерального университета. «Отличная новость о вводе устной речи в рамках ГИА! Всегда был сторонником зачетной системы (программа с вопросами и устный ответ + любая задача по программе), а не контрольная проверка подстановки чисел в формулы со школьного плаката», – отмечает Дмитрий Модель, директор ГБОУ «Школа 2101» в Москве.
«Общение в наше время – один из ключевых факторов взаимопонимания между людьми, поэтому владение речевой культурой важно для всех. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его культуры и развития. В общем, своевременная и нужная инициатива», – убежден Николай Кочубей, директор ГБОУ «Школа 1371» в Москве.
Немало пользователей соцсетей дают понять, что поддерживают идею с оговорками, так как видят много препятствий на пути ее воплощения и не считают ее проработанной. С их точки зрения, идея является недостаточно продуманной, а выполнять ее придется слишком поспешно.
«Тут ведь много чего прицепом идет, действительно. А как быть со сценической и эмоциональной неустойчивостью? А как это сделать при полном отсутствии опыта риторики и ораторского мастерства? И что такое "сдавать устную речь" – это, в принципе, как? Стишок выучить? Или устное эссе на заданную тему выдать? Или это в "милый" полемический диалог с умным взрослым педагогом выльется? Как-то уж очень это всё расплывчато – "экзамен по устной речи" Такое ощущение, что им важнее "декларирование намерений", чем реальный процесс. Думаю, закончится эта вся бодяга домашними заготовками по образцу никому не нужных диалогов из старинной методики преподавания иностранных языков.
PS.И пока на уроках литературы им не дозволено рассуждать, а позволено только пересказывать "что для вас умные люди написали" – не заговорят они», – размышляет Светлана Ржевицкая, пользователь из Магнитогорска. «Больше чем уверена: это будет устная литература. То есть озвученные домашние заготовки. А там что можно оценивать ? Память – да. Что ещё? Даже затрудняюсь выбрать... Эмоциональность – нет, не имеем права (данность потому как, практически не развивается). Артикуляционный аппарат? И т.д., и т.п.», – заключает она.
«Правильно, но менять правила нельзя за 4 месяца до экзамена. Объявите за год – и меняйте с 18-го», – полагает пользователь Александр Глумов из Ростова-на-Дону. «А что страшного?», – задается вопросом пользователь Людмила Оробец. «Ничего страшного. Но вот учились вы в школе 9 лет, и осталось вам полгода, а риторики и ораторского искусства у вас даже в началке не было, и тут приходит директива из Минобраза – экзамен на русскую устную речь через 4 месяца. Я бы был в шоке, это говорю, как коренной житель, а у нас по школам пол-Кавказа и пол-Средней Азии сидит», – откликается пользователь Александр Спивак. «Проблема даже не в учениках, для которых русский не родной. Я в школе 7 лет работала, по моим наблюдениям школьники наши говорить по-русски не умеют... За 4 месяца, и даже за год и 4 месяца это не исправить...», – уточняет пользователь Евгения Спивак, преподаватель английского языка в Globus International.
«Круто! А кто их учил вообще устной речи до 2017 года? Критерии оценки разработают на коленке опять по принципу – должен употребить слово "трансцендентность" не менее двух раз, описывая первый бал Наташи? Это очень благие намерения, радикально и свежо. Но похоже на какой-то эксперимент над родителями. Может, оставить экзамены в покое и обратить взор на школьную программу, класса с 4, например? Надо уже прекратить экзаменовать, пора начать учить», – выражает несогласие с тактикой Минобрнауки одобряющая сам замысел пользователь Наталья Филипчик из Москвы.
«А как они собираются это делать? А главное, как они собираются этому учить, учитывая жажду министра вернуться в советскую школу – образец отсутствия диалога», – интересуется пользователь Лев Любимов. «Инициатива-то, может быть, и правильная, но вопрос в том, как она будет реализовываться. Подозреваю, что, как всегда у нас, через ж...», – выражает опасение пользователь Екатерина Харламова.
«Все идёт к тому, что школьники будут сдавать большое количество обязательных экзаменов, как это когда-то было в советской школе. Но нас готовили к выпускным с самого первого класса, и сдача устных экзаменов для нас не была сюрпризом. Считаю, что прежде, чем возвращаться к такой практике, необходимо пересмотреть образовательные стандарты и научить учителей "учить учиться", а не создавать стрессовые ситуации для старшеклассников, которых до этого натаскивали именно на действующие ныне форматы выпускной аттестации. Не научили школьника до этого грамотно излагать свои мысли (и иметь свои мысли, в том числе), так что же надеяться, что он на экзамене будет блистать красноречием?!», – высказывает мнение Наталья Пескова, сотрудник АНО Учебный центр «Трайтек» из Саратова.
Некоторые искренне недоумевают, зачем нужен отдельный экзамен такого рода. «Чего-то я в этой жизни не понимаю. Устной речью в 4 классе школы, в которой я учился, владели все без исключения. Впрочем, исключение было. Парень из Эфиопии, с трудом говоривший по-русски, мне как раз поручили подтянуть его по русскому и математике», – объясняет, в частности, свое удивление инициативой Минобра пользователь Дмитрий Баронов из Москвы.
Другие настроены негативно, по принципу «от добра добра не ищут» и ожидают усложнения ситуации для школьников. «Это так красиво назвали – устная речь! На самом деле экзамен из одного письменного превращается в два: письменный и устно правила. Бред сумасшедшего», – возмущается пользователь Нелли Шнайдер. «Оставили бы образование в покое. Всё неймется эксперименты ставить. Советское начальное, среднее и высшее образование было идеальное. Вот, например, я до сих пор помню почти все, что мне впихивали. Просто верните всё. И всё», – предлагает Геннадий Ельмеев, выпускник Дальневосточного федерального университета.
«Сокращать надо школьную программу, ее раздули до необъятных размеров, и срочно переходить на электронные учебники, дети таскают тяжеленные даже для взрослых рюкзаки. В пятом классе – 40 учебных часов в неделю, а еще домашние задания такого объема, как будто предмет – единственный Про литературу вообще молчу, программу составляли ретрограды, отставшие от современной жизни лет на 80, да даже советские классики уже устарели. Такое впечатление, что тесты делали любители кроссвордов, а не учителя», – комментирует подход Мионобра еще более жестко пользователь Людмила Котлярова из Ростова-на-Дону.