будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна
Карпюк Илья

Минус Рособоронзаказ

Министр обороны Сергей Шойгу решил реформировать сферу государственного оборонного заказа, предложив главе государства упразднить соответствующую федеральную службу. Шойгу предлагает функции Рособоронзаказа, который сейчас находится в ведении вице-премьера Дмитрия Рогозина, распределить между другими ведомствами, в том числе и гражданскими.

Федеральная служба по оборонному заказу, Рособоронзаказ, как и следует из названия, занимается контролем и надзором за исполнением норм и правил в сфере оборонного заказа, а также в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

Предшественник современного ведомства, Государственный комитет по оборонному заказу, был образован при Министерстве обороны 11 марта 2003 года — тогда впервые за долгое время государство резко увеличило финансирование закупок вооружений, из-за чего министр обороны Сергей Иванов и решил создать специальное учреждение, которое могло бы проконтролировать расход бюджетных средств.

В марте 2004 года о время административной реформы госкомитет был преобразован в федеральную службу, которая стала контролировать торги в рамках гособоронзаказа, надзирать за соблюдением техрегламентов, контролировать ценообразование и состояние организаций ОПК. В функции ведомства также входило ведение реестра реестра единственных и недобросовестных поставщиков.

В мае 2012 года, во фремя формирования правительства Дмитрия Медведева, Рособоронзаказ, который ранее был в ведении Министерства обороны, перешел в подчинение правительства, его стал курировать вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Рособоронзаказ — небольшое по российским меркам ведомство. В центральном аппарате работают менее 300 человек, бюджет службы в 2014 году составил всего 385 миллионов рублей.

Возможно, именно то, что Рособоронзаказ не является большим и влиятельным ведомством, и позволило Сергею Шойгу задуматься о его упразднении. 

В письме, которое министр обороны отправил президенту, и копия которого оказалась в распоряжении «Коммерсанта», Шойгу говорит о том, что все функции Рособоронзаказа с успехом исполняют другие ведомства и, следовательно, в нет смысла содержать аппарат целой службы.

В письме к Путину Шойгу объясняет, что Счетная палата осуществляет контрольные функции в сфере расходования бюджетных средств, а Федеральная антимонопольная служба — в сфере размещения заказов для государственных нужд. Также существует межведомственная комиссия при Генеральной прокуратуре, которая занимается предотвращением нарушений закона в сфере гособоронзаказа. Министр уверен, что Рособоронзаказ дублирует дублирует эти функции.

Ведение реестра единственных и недобросовестных поставщиков, которое выполняет Рособоронзаказ, также можно передать другому ведомству — например Минпромторгу, который и так занимается учетом всех организаций оборонно-промышленного комплекса, или антимонопольной службе, которая ведет реестры единственных и недобросовестных поставщиков в гражданской сфере.

«Отсутствие непосредственных связей с организациями промышленности не позволяет Рособоронзаказу осуществлять объективную оценку их производственных возможностей, в отличие от Минпромторга», — говорится, по сведениям «Коммерсанта», в письме Шойгу. Министр также уверен, что Рособоронзаказ не способен заниматься лицензированием предприятий.

Шойгу также возлагает на Рособоронзаказ ответственность за то, что в этом году были несвоевременно размещены задания гособоронзаказа — именно это ведомство, считает министр, затягивало проведение закрытых аукционов, а также процедуры заключения контрактов с единственными поставщиками.

Министр обороны, учитывая все перечисленное, предлагает президенту попросту упразднить Рособоронзаказ, как неэффективное ведомство, которое не справляется со своими обязанностями. Его функции предлагается перераспределить между другими учреждениями. Функции по контролю над расходованием средств предлагается передать Счетной палате, по размещению заказов по линии гособоронзаказа, ведению реестра недобросовестных поставщиков — ФАС, а ведение реестра единственных поставщиков и работа по выдаче лицензий предприятиям ОПК — Минпромторгу.

Также не исключено, что часть функций Рособоронзаказа может быть передана военно-промышленной комиссии при Правительстве, которую возглавляет Дмитрий Рогозин. Таким образом вице-премьер может сохранить под своим контролем часть полномочий, которые сегодня сосредоточены в Рособоронзаказе.

Президент Владимир Путин, по данным «Коммерсанта», на письме Сергея Шойгу поставил резолюцию «Согласен», так что судьба Рособоронзаказа практически решена. Ранее министр обороны обращался с тем же предложением не к главе государства, а к премьер-министру - Рособоронзаказ не входит в «президентскую» часть правительства. Однако правительственные чиновники решили не трогать ведомство.

В России очень редко упраздняются целые федеральные ведомства. Бывает, что некие функции перетекают из одного министерства в другое — так ответственным за социальное развитие ранее был Минздрав, а теперь Минтруд. Последний пример крупного объединения — слияние Роскартографии и Роснедвижимости под крылом Росреестра, однако и тут, несмотря на то, что формально целых два ведомства были упразднены, в реальности практически весь комплекс их функций был передан другому ведомству, а значит, при желании может быть оттуда достаточно просто изъят назад.

Несмотря на то, что Рособоронзаказ подчиняется правительству, а не президенту, Сергей Шойгу обратился к главе государства. Согласно Конституции, структуру правительства определяет президент по представлению премьер-министра сразу после его назначения. Однако практика показывает, что именно глава государства решает, какое ведомство создать или упразднить, куда передать какие полномочия и т. п. Указы об этом готовятся в Администрации президента, хотя, конечно, учитывается мнение всех заинтересованных министров.

Теперь осталось дело за малым — собрать несколько совещаний и подготовить соответствующий указ. Если президент решил упразднить Рособоронзаказ, то помешать этому даже формально вряд ли есть кому.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).