Вслед за Хакасией еще один российский регион не подчинился требованию спикера Совета Федерации Сергея Миронова отозвать своего сенатора. Собрание депутатов Ненецкого автономного округа не стало отзывать из Москвы Александра Сабадаша. Не помогло даже распоряжение губернатора округа Алексея Баринова, который настаивал на том, чтобы запрос Миронов был удовлетворен. Депутаты не только единогласно проголосовали против отзыва Сабадаша, но и приняли обращение к Сергею Миронову с просьбой утвердить его сенатором от собрания депутатов.
Свое решение ненецкие депутаты мотивировали тем, что еще в марте 2005 года депутаты НАО выдвинули его представителем от собрания депутатов в Совете Федерации, но до сих пор его кандидатура не была утверждена. До марта прошлого года Сабадаш представлял в СФ администрацию округа и сейчас он формально остается единственным представителем округа в Совете Федерации, не являясь полноценным сенатором. Кроме того, депутатов не устраивает то, что Миронов не объяснил причины, по которым они должны отозвать Сабадаша.
Напомним, 12 мая спикер Совета Федерации Сергей Миронов направил представления на отзыв сенаторов от Хакасии, Приморья, Ненецкого и Ямало-Ненецкого округов. Атака Миронова на сенаторов совпала по времени с увольнением целого ряда высокопоставленных чиновников таможни, ФСБ, прокуратуры и МВД, которые могли быть так или иначе связанными с коррупционными и таможенными скандалами. Владимир Путин тогда признал, что серия увольнений долго готовилась и случайной не была. Все это дало наблюдателям повод говорить, что запросы Миронова, никак не объясненные официально, лежат в русле начавшейся войны с оборотнями в органах власти. Все четыре сенатора связаны с Федеральной таможенной службой или крупным бизнесом. В частности, сенатор от Ямало-Ненецкого округа Борис Гутин до парламента был зампредом Государственного таможенного комитета, а представитель Ненецкого автономного округа Александр Сабадаш – известный питерский предприниматель.
Хотя, в отличие от увольнений, решение спикера Совета Федерации не является обязательным для исполнения, на Ямале представление Миронова удовлетворили без разговоров. В Приморье, чтобы сломить сопротивление депутатов, понадобилось вмешательство губернатора Сергея Дарькина. Дальше – больше: в среду верховный совет Хакасии отказался лишать полномочий сенатора Аркадия Саркисяна, тесно связанного с Олегом Дерипаской. Хакасские депутаты объяснили свое решение отсутствием обоснования причин и потребовали от Миронова объяснений. Известно, что Миронов уже направил в Хакасию повторный запрос, но там его пока не получили.
Между тем, по словам Миронова, у него есть причины полагать, что в ближайшие дни сенатор Саркисян напишет заявление об увольнении по собственному желанию.
Отметим, что закон не запрещает Миронову без объяснения причин инициировать отставку любого члена Совета Федерации, но при этом окончательное решение остается за местным органом власти. Так что теоретически переписка между Мироновым и региональным парламентом может продолжаться до бесконечности.
Скорее всего, будет найден некоторый компромиссный вариант, учитывающий интересы всех сторон, и в результате все сенаторы, названные Мироновым, будут сняты, считает глава аналитического департамента ЦКТ «PRопаганда» Михаил Виноградов. В интервью «Полит.ру» эксперт отметил, что новый политический конфликт является составной частью масштабного проекта по удалению из Совета Федерации неугодных федеральной власти сенаторов и дальнейшему укреплению аппаратного влияния на верхнюю палату парламента.
По словам Виноградова, громкий демарш со стороны регионов вызван тем, что Миронов не предъявил никаких серьезных аргументов, по всей видимости не желая демонстрировать истинные причины снятия сенаторов. «Приведенные же доводы (невыполнение своих обязанностей – «Полит.ру») звучат откровенно издевательски, что дает полное основание регионам вступить в открытую конфронтацию со спикером. Вместе с тем у регионов появился хороший шанс продемонстрировать Миронову определенные границы его полномочий», – отмечает он. По значимости эксперт сравнил новый конфликт с делом Юрия Скуратова, когда периферийное дело было доведено до серьезного политического кризиса.