Франция перевела России компенсацию за расторжение контракта по поставке двух вертолетоносцев типа «Мистраль». В Кремле и Елисейском дворце официально сообщили, что вопрос с «Мистралями» исчерпан, однако не уточнили размер компенсации. По информации «Коммерсанта», «в обстановке строжайшей секретности на расчетные счета было переведено свыше 1,1 млрд евро — в Москве опасались, что эти деньги могут быть арестованы в рамках дела ЮКОСа».
В Минобороны Франции подтвердили перечисление около 1,2 млрд евро.
Судя по всему, компенсация полностью соответствует требованиям России: возвращение аванса 892,9 млн евро, плюс средства на обучение 400 моряков экипажа, а также строительство причалов для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и создание четырех опытных образцов палубных вертолетов Ка-52К — всего 1,163 млрд евро.
По данным источников «Коммерсанта» в Кремле, главным аргументом российских властей в споре с Парижем было то, что контракт разрывался по инициативе французской стороны. Никаких контраргументов у Франции по этому поводу не было, заявили изданию.
5 августа 2015 года точку в расторжении контракта поставили президенты России и Франции. Владимир Путин и Франсуа Олланд созвонились и «приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа "Мистраль", подписанного в июне 2011 года», сообщили в Кремле. «Президент Республики и президент Путин провели переговоры во второй половине дня, чтобы подтвердить, что Франция и Россия достигли соглашения о расторжении договора, подписанного в 2011 году, который включал поставку двух вертолетоносцев типа "Мистраль"», — заявили в Париже. В целом тексты обоих заявлений повторяют друг друга (русский текст выглядит как вольный перевод французского и наоборот), то есть, вероятно, они согласовывались, чтобы избежать кривотолков.
В сентябре специалисты обеих стран закончат демонтаж российского оборудования на «Мистралях», после чего Париж сможет делать с кораблями что угодно. «Франция… после возврата оборудования обретет право собственности и сможет распоряжаться обоими кораблями», — говорится на сайте президента РФ.
30 июля помощник Путина по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин сообщил, что сумма компенсации по «Мистралям» согласована, а соглашение о расторжении контракта может быть подписано «в самое ближайшее время». Официальные ведомства России и Франции отмечали на это, что не обладают информацией о завершении переговоров. Тогда же «Коммерсантъ» писал, что об отмене сделки на этой неделе (3-9 августа) объявят лично Путин и Олланд. Источники издания сообщали, что вопрос с выплатой компенсации будет закрыт в первой декаде августа.
Так закончился спор о поставке кораблей «Владивосток» и «Севастополь», длившийся почти год.
В сентябре 2014 года президент Франции впервые увязал поставку двух «Мистралей» с разрядкой ситуации в Донбассе. Олланд отмечал, что «действия, предпринятые Россией на востоке Украины, нарушают принципы безопасности в Европе». Речь тогда шла не об отказе от поставки, а о ее заморозке до лучших времен.
В декабре 2014 года министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан впервые сказал, что Россия может и вовсе не получить вертолетоносцы. В ответ на это Путин заявил, что в этом случае Москва рассчитывает получить обратно аванс, выплаченный на строительство. Его советник Владимир Кожин отметил, что если «Мистрали» не будут поставлены, Россия может требовать компенсации через Европейский арбитражный суд в Брюсселе.
С весны 2015 года продолжались официальные переговоры о расторжении контракта. Во время переговоров уже готовый «Владивосток» содержался за счет построившей его французской верфи DCNS. Расходы, по данным французской стороны, составляли до 5 млн евро в месяц.
Соглашение о разрыве контракта вначале парафировали вице-премьер Дмитрий Рогозин и генсек по обороне и национальной безопасности Луи Готье. По данным «Коммерсанта», они и вели переговоры о сумме возвращаемых Москве средств. Однако если в мае Франция была готова возместить российской стороне лишь прямые «расходы и убытки» — 784,6 млн евро, то в итоге согласилась на сумму, предложенную РФ.
После демонтажа систем управления и связи оба корабля перейдут в собственность Франции. По данным издания, это произойдет не ранее сентября. После этого вертолетоносцы получат сертификаты конечного пользователя на кормовые части, произведенные Балтийским заводом в Петербурге. В пресс-службе министерства обороны Франции газете сообщили, что никто там никто «не строит гипотез» на тему, что будет с кораблями.
Что же касается дела ЮКОСа, то официальных комментариев пока нет. Если то, что сказал источник газеты, правда, то получается, что правительство Франции втайне от судебных приставов перевело деньги стране, имущество которой подлежит аресту по решению суда. То есть исполнительная власть вмешалась в дела судебной и препятствовала отправлению правосудия. Серьезное обвинение для президента Олланда, который, вероятно, будет говорить, что никакого «тайного перечисления» средств не было — кто должен был знать, знал.
Всего по ЮКОСу было два громких судебных процесса, окончившихся требованием компенсации со стороны России. 28 июля 2014 года Третейский суд в Гааге счел, что продажа ЮКОСа за долги в 2007 году была незаконной экспроприацией и присудил бывшим акционерам этой нефтяной компании 50 млрд долларов компенсации, а также обязал Москву оплатить судебные издержки 65 млн долларов.
31 июля 2014 года стало известно, что ЕСПЧ обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 1,86 млрд евро компенсации и 300 тысяч евро для возмещения судебных издержек.
Россия, участвовавшая в обоих процессах, платить не торопится. Акционеры ЮКОСа добиваются наложения ареста на имущество РФ (кроме дипломатического) в национальных юрисдикциях — Бельгии и Франции, которые накладывают арест на российскую собственность (по какому из дел ЮКОСа — ЕСПЧ или Гааге — не до конца понятно, также не ясно, сколько стран вовлечено в процесс). На фоне этих событий Конституционный суд РФ в июле 2015 года постановил, что «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и основанные на ней правовые позиции ЕСПЧ не могут отменять приоритет Конституции», то есть фактически разрешил не платить по иску ЕСПЧ. Однако про гаагский арбитраж и 50 млрд долларов в постановлении КС речи не было.