будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Москва метро Максим Ликсутов
Июнь 18, 2025
Страна
Карпюк Илья

Мнимое подорожание

С 1 января 2014 года в московском метро подорожают билеты на одну и две поездки. Сейчас приобрести такой билет в автоматах можно за 30 и 60 рублей соответственно, с Нового года их цена возрастет на треть — до 40 и 80 рублей. Одновременно увеличится цена билетов на наземный транспорт, с 25 и 50 рублей до 30 и 60 соответственно.

Глава столичного департамента транспорта Михаил Ликсутов, заявляя об очередных изменениях в тарифном меню, похоже, не ожидал бурной реакции, которую вызовет эта новость.

Логику Ликсутова понять легко и просто. Когда Собянин назначил его начальником всего транспортного комплекса столицы, очереди в кассах метрополитена были рядовым явлением. Москвичи ругали городские власти и лично начальника столичного метро Дмитрия Гаева за «пробки» при покупке билетов, однако сами не желали покупать многоразовые проездные или, например, оплачивать месячный проездной не первого числа текущего месяца, а хотя бы за неделю до этого.

Отчасти такое поведение москвичей стимулировалось прежним руководством метрополитена. Билеты на пять и более поездок имели достаточно грабительский срок действия в 45 дней. Руководство метрополитена оправдывалось тем, что пассажиры в своей массе расходуют все записанные на билет поездки, однако умалчивало о том, что небольшой срок действия вынуждает покупать билеты на меньшее количество поездок, а значит, чаще стоять в очередях перед кассами.

О причине такой политики можно было только догадываться. Некоторые списывали ее на глупость и косность руководителей транспортной системы Москвы во времена Лужкова, некоторые — на то, что бланки для билетов московский метрополитен закупал по 10 рублей за штуку у компании, которую по удачному стечению обстоятельств возглавлял сын начальника подземки Дмитрия Гаева.

 

Как бы то ни было, даже отчет метрополитена за 2012 год показывает, что 18,1% заходов в метро было совершено при помощи одно- или двухразовых билетов. В 2011 году таковых пассажиров было чуть меньше, 15,2%. Иными словами, каждый шестой пассажир перед поездкой в метров обязательно выстаивал очередь в кассах — так что понимающие люди никогда не удивлялись этому явлению.

Новое руководство столичного транспортного комплекса во главе с Максимом Ликсутовым начало решать проблему очередей в кассах практически единственным возможным способом: стимулированием покупок «длинных» проездных. Для этого было разработано и в 2013 году внедрено новое тарифное меню. Работа шла в двух основных направлениях.

Во-первых, были сделаны более привлекательные длинные проездные. Они стали позволять ездить не только на метро, но и на наземном транспорте — теперь москвичам не нужно было иметь два проездных и постоянно в них путаться. Одновременно были массово внедрены выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, что заметно увеличило их скорость на магистралях, а значит, сделало более привлекательными для пассажиров.

Во-вторых, было сделано все, чтобы отучить москвичей от покупки билетов на одну и две поездки. Департамент транспорта изначально вообще хотел отказаться от практики продажи этих билетов. Для тех, кому все-таки принципиально важна возможность оплатить именно одну поездку, в апреле 2013 года была введена карта «Тройка», которая стоила 50 рублей (за эти же деньги ее можно сдать обратно в кассу метрополитена) и на которую можно закинуть сколько угодно денег, в том числе и 28 рублей для совершения одной поездки.

 
Максим Ликсутов

Тогда же Максим Ликсутов имел неосторожность сказать журналистам, что стоимость одной поездки в 2014 году не изменится — он имел в виду, что владельцы «Тройки» могут положить на нее 28 рублей и через сколь угодно долгий промежуток времени использовать одну поездку, даже если к тому времени тарифы изменятся.

Однако возмущенная общественность, которая решила вступиться за тех несчастных, кто приезжает на один вокзал, едет в метро на другой и тут же навсегда покидает столицу, отбила одноразовые билетики. Департамент транспорта сохранил возможность их покупки, подняв, впрочем, цену с 28 до 30 рублей. Вначале планировалось, что такие билетики будут продаваться только в автоматах возле касс, однако благодаря реформе тарифного меню покупать разовые билетики стали только 5% пассажиров, что уже сильно сократило очереди, так что возможность покупки «коротких» билетов в кассах сохранили.

Вынужденно сохранив в тарифном меню позицию «билеты на 1 и 2 поездки», Департамент транспорта не отказался от идеи дестимуляции их покупок. Отсюда достаточно естественное решение — повысить цену на эти билеты, сохранив неизменным тариф для держателей «Троек», которая к сегодняшнему дню стала еще удобнее, на нее можно записывать абонементы на электрички, а также «длинные» проездные на метро и наземный общественный транспорт.

Департамент транспорта вряд ли ожидал, что его решение приведет к целому валу негодования общественности. Ведь благодаря новому тарифному меню билеты на 1 и 2 поездки покупаются втрое реже, чем год назад. Цены на проезд в метро фактически в последний раз поднималась 1 января 2011 года — с тех пор можно тем или иным способом проехаться под землей за 28 рублей.

Однако недовольство столичным Департаментом транспорта, видимо, копилось слишком долго. Тут и платные парковки в центре, которые в принципе все поддерживают, но из своего кошелька отдавать ничего не хочется, и те самые выделенные полосы, идея которых также ясна и понятна, но только не на том шоссе, по которому конкретный автолюбитель каждый день ездит на работу, и общественный транспорт, который никак не становится быстрым и удобным, как в Женеве.

А выплеснулось недовольство из-за новостных заголовков «проезд в столичном метро подорожает до 40 рублей». Заголовок оказался, как обычно, броский, но не слишком правдивый.

 

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).