будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура театр
Июнь 19, 2025
Страна

«Молодец, Константин Аркадьевич»

«Молодец, Константин Аркадьевич»
maxresdefault_1
Выступление Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей России. Источник: Скриншот видео

Людям искусства нужно объединиться для противодействия нападкам, которые происходят под предлогом «борьбы за нравственность». Сейчас они разобщены и позволяют себе клеветать и доносить друг на друга, заявил народный артист России, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин 24 октября на Всероссийском театральном форуме.

Фактически, Райкин выступил как с критикой государственной политики в области культуры, полагая, что власть должна не вмешиваться в искусство, а помогать, создавать условия для творчества, так и с адресованным коллегам призывом к объединению усилий. Он напомнил о «цеховой солидарности», особенно, по его мнению, важной перед угрозой «посягательств на свободу творчества» и признаков пересмотра позиции государства по поводу запрета цензуры.

По оценке Райкина, можно говорить о том, что Россию хотят «вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена – в сталинские времена», и потому творческих людям необходимо объединиться, чтобы не позволить «прогнуть искусство под интересы власти».

«Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что — это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли», – объяснил артист.

По его мнению, никаким общественным организациям вообще не следует бороться за нравственность в искусстве. «Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть – это единственный носитель нравственности и морали. Это не так», – убежден он.

Отрывки из выступления Райкина (запись можно послушать на странице в социальной сети Facebook на странице Ассоциации театральных критиков, на сайте радиостанции «Эхо Москвы», а расшифровку – посмотреть на сайте «Медузы») широко разошлись в социальных сетях и вызвали значительный эмоциональный отклик.

 

Преобладающим тоном замечаний был тон сочувственный, одобрительный и даже восхищенный. Многие сравнивали Константина Райкина с его отцом, известным всей стране артистом Аркадием Райкиным. Напомним, в течение десятилетий Аркадия Райкина воспринимали не только как выдающегося артиста, но и как мастера сатиры, который, не идя на формальный конфликт с властями, способен был передать отношение к изображаемым персонажам и социальным явлениям без прямых высказываний.

«Конечно, и, слава Богу, достойный сын своего отца», – прокомментировал слова Райкина Даниил Кислов, главный редактор «Фергана.ру», на своей странице в Facebook. «Хорошо. Очень. Многие говорят: папа бы одобрил. И это важно», – написала Людмила Телень, заместитель директора Президентского центра Бориса Ельцина, приводя ссылку на речь Райкина.

Игорь Фатаев, частный предприниматель, выразил мнение: «Молодец, Константин Аркадьевич. Не только талантливый артист и режиссер, но и гражданин.» «Таких выступлений должно быть больше и чаще. А то действительно страшно становится», – отреагировала москвичка Александра Мартьянова. «Мы все это все знаем и понимаем, только на кухне. А здесь публично. Это важно», – пояснила она.

«Райкин молодец, озвучил, что времена страшные. А почему? Потому, что фильм Германа по роману Стругацких, написанный во времена СССР о фантастической планете, переживающей период Средних веков, как никогда актуален сейчас. Люди неумные не могут смириться со своей участью, им надо все превратить в себя. Чтобы все были такие же, как и они. И, кажется, у них это получается», – полагает Ольга Пальчевская, частный предприниматель.

«Прямо в сердце, в душу, в разум!!! Какая пламенная, честная речь! Ее надо выслушать и прочитать КАЖДОМУ!», – убеждена читательница группы Ассоциации театральных критиков Лилия Гусман. «Не только то, что он говорит, но и то, как! Иногда мне кажется, что ЭТОТ Русский язык на грани вымирания. #немногопессимизма», – обращает внимание на выступление Райкина Надежда Янкелевич, программный директор «Радио Маяк».

В то же время некоторые пользователи допускали, что причиной подобных высказываний стало в первую очередь отсутствие финансирования «Сатирикона». «Вы ошибаетесь. Его возмутило закрытие фотовыставки. А после закрытия спектакля просто прорвало. Деньги не при чем», – возражает на это москвичка Людмила Нецветаева.

Другие спорят с самой сутью рассуждений артиста. «Так-то странно выглядит – денег дайте, а мы на ваши деньги будем делать что хотим и вас спрашивать не будем. А если спросите, куда деньги ушли, так нечего нашу свободу ограничивать. А свары в художественной среде были и будут всегда. Уж так они устроены, люди искусства. Ревнивы, ограничены своим мирком, считают что кормить их должен кто-то другой, а они существуют исключительно для самовыражения. Лучше не знать их в реальной жизни, ограничившись экранными или сценическими образами», – считает Елена Турбовская.

«Интересный дуализм, или как его, модное слово... амбивалентность, во! С одной стороны "не позволим цензуру!, нет наездам на свободу слова!", с другой "не будем выносить сор из избы, незачем выносить конфликты в СМИ, не дадим, понимаешь ли, врагам поводов, накипело – обсуди на кухне!". Не уж то призывает к негласной внутрицеховой цензуре?», – указывает на некоторые противоречия в доводах Райкина пользователь под именем Антон Хмель.

Не все согласны с тем, что подобные высказывания вообще стоило делать. «Говорить о нравственности после того, как что-то коснулось тебя самого, это не в духе самой нравственности. Да и сама речь больше напоминает "Если кто-то кое-где еще порой честно жить не хочет". Когда слушаешь такую песню, понимаешь, что ее исполнитель считает, что в целом все хорошо. А если все хорошо, то и лучшего желать не надо. Каждый сам решает, каким ему быть. Нет правды в цеховой солидарности. Но нет ее и выше. Для меня все это ясно, как простая гамма», – убежден, например, москвич Павел Алымов, выпускник МВТУ имени Баумана.

Некоторые усматривают в поступке Райкина не желание высказать свою гражданскую позицию, а стремление лишь произвести впечатление гражданского активиста, возникшее после того, как перестало хватать неких выделяемых, по их мнению, государством средств. Они расценили его высказывания как излишне пафосные и приписывают руководителю «Сатирикона» корыстные мотивы, связанные с финансовыми сложностями театра.

Напомним, о том, что «Сатирикон» оказался под угрозой закрытия из-за финансовых проблем, Константин Райкин заявил на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС 19 октября. По его словам, из-за ремонта здания театра «Сатирикон» уже долгое время вынужден тратить свои средства на аренду другого помещения и практически не может функционировать.

 
Константин Райкин в спектакле "Человек из ресторана"                         Театр "Сатирикон"

К ситуации многие отнеслись неоднозначно. Высказывались подозрения, что средства у театра отсутствуют, но наличествуют у самого Райкина – он якобы получает их от «Райкин-Плаза». Эти подозрения опровергались сообщениями о том, что строительство центра было согласовано под условием вложений в развитие театра, и что на эти-то деньги и проводится ремонт его здания. В то же время пользователи соцсетей напоминали, что многие театры вообще не получают финансирования, но как-то выходят из положения.

Предпринимательница Елена Лукутина из Москвы тогда заметила: «Очень много частных театров живут без госфинансирования и, ничего, собирают полные залы http://arendazala.com.ua/. Халява развращает. Пусть будут равные условия для всех.»

«Насколько я понимаю, театр – это кузница киноактеров. Так может ему не ходить куда-то тупо за деньгами, а начать думать о том, как зарабатывать деньги театру, поставляя свои кадры в кино? В футболе эта практика получила широкое распространение. Кино без актеров не кино. А отличное (малобюджетное, но прибыльное и главное смотрибельное) кино без отличных актеров тем более. Короче речь идет о том, чтобы поставить на широкую конвеерную линию производство кинофильмов с использованием "купленных" у театра актеров. 

А то, как я погляжу, в качестве киноактеров в последнее время кто только не выступает. Даже уже юмористы и певцы в киноактеры подались», – внес другое предложение политолог Артур Устян.

Теперь же, после выступления Райкина перед коллегами, пользователи соцсетей, отметившие, что он призвал защищать выставки и спектакли от групп «оскорбленных», грустно резюмировали: «Скоро останется без театра...»

«Затравят теперь, как Макаревича, – написал журналист Сергей Путилов. И тут же объяснил, почему считает, что сказать это для Райкина все же стоило. – Смелый поступок. Лично я снова воспрянул, что не все еще потеряно для этого поколения, страны. Пока есть такие, как Константин Райкин.»

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).